Решение Верховного суда по делу Долиной интересно не только тем, что оно восстанавливает справедливость, нарушенную нижестоящими инстанциями. Оно еще и потенциально ломает достаточно распространенную схему, при которой определенной категории граждан было позволено больше чем остальным – за счет возможности куда-то позвонить и кого-то попросить об одолжении.
То, что в деле Долиной исходно работала именно эта возможность – сомнений нет. Сложно себе представить, чтобы судьи в трех инстанциях последовательно дискредитировали и собственные дипломы и саму суть права без очень веских к тому оснований. В идеале за решением суда должны последовать определения в адрес соответствующих судей, и тогда справедливость будет полной.
Могло ли решение сегодня быть другим? Практически исключено. Справедливость и закон в данном случае друг другу не противоречат (как это иногда бывает) а идеально совпадают. Справедливость требует от каждого дееспособного совершеннолетнего человека нести ответственность за собственные поступки, закон в виде Гражданского кодекса направлен туда же, и то, что происходило в судах первых трех инстанций было явным попранием как закона, так и справедливости. Общественный резонанс, конечно, был обусловлен известностью Долиной, но дело от этого становилось лишь опаснее: подтверждение этой несправедливости грозило подорвать общественный договор в целом. Тот самый, в рамках которого мы все отдаем государству право на суд и монополию на насилие, требуя, чтобы оно пользовалось им для общего блага, защищая наши права, а не наоборот. Очевидно, что это понимают и в Верховном суде, и на уровне руководства страны, учитывая, на каких постах у нас сейчас люди с юридическим образованием.
Сегодня этот договор был подтвержден. Теперь нужно, чтобы по этому же шаблону были пересмотрены и другие дела, где продавцы сумели добиться (или добиваются) односторонней реституции, оставляя добросовестных покупателей ни с чем. Таких дел сотни в рассмотрении только сейчас, и сотни уже завершены. Посмотрим, как изменится практика.
Почему нас это вообще должно волновать по ходу войны? Потому что нам всем должно быть не все равно в какой стране мы будем жить после. И вопрос собственности, ее защиты и гарантий прав любого гражданина, будь то миллиардер-инвестор в недвижимость или накопивший на первый взнос молодой специалист без связей и состояния – ключевой. Он определяет, будет ли у людей стимул стремиться к чему-то у себя дома, вкладываться и зарабатывать. А это уже определяет наше общее для всех будущее.






































