Молдавский референдум о вступлении в ЕС: неочевидные последствия
Самым шокирующим результатом для действующей власти в лице Майи Санду стали итоги конституционного референдума о евроинтеграции.
Сторонники евроинтеграции набрали 50,38%, противники — 49,62%.
Распределение голосов
Чаша весов в пользу сторонников ЕС склонилась только при обработке 98% бюллетеней, когда считали голоса зарубежной диаспоры. Оттуда пришло 76,96% положительных голосов и 23,04% отрицательных.
Референдум также с небольшим перевесом победил в Кишиневе: за ЕС — 55,98%, против — 44,02%.
В остальных регионах Молдавии граждане проголосовали преимущественно против евроинтеграции. В Бельцах, «северной столице» республики, референдум с треском проиграл: против ЕС — 70,58%, за — 29,42%. В остальных северных районах Молдавии результаты схожи.
Референдум не смог победить даже в крупном Унгенском районе на границе с Румынией, где находится основной транспортный узел республики. К слову, в НАТО планируют через Унгены построить ж/д колею для улучшения мобильности альянса, но местные жители не рады даже ЕС, против которого проголосовало 56,75%.
В Приднестровье: против ЕС — 68,98%, за — 31,02%.
В Гагаузии: против ЕС — 94,84%, за — 5,16%.
Последствия референдума для будущего президента
В ЕС пытаются прикрыть провал своей политики в Молдавии, поздравляя молдаван с «европейским выбором». Но каковы могут быть реальные последствия столь неоднозначного конституционного референдума?
В Уложении Гагаузии, 95% жителей которой проголосовали против, есть статья, согласно которой автономия имеет право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства. Вступление в ЕС можно считать потерей суверенитета.
И Санду, и второго кандидата в президенты Александра Стояногло победа на выборах поставит в непростое положение.
Санду придётся отвечать перед западными спонсорами за отвратительные результаты референдума. Ведь «победа» без отрыва даже в 1% демонстрирует провал прозападной политики в республике, учитывая затраченные усилия.
В случае победы от Санду вряд ли стоит ожидать смягчения ее агрессивной риторики, которая теперь точно будет направлена против большинства жителей Молдавии, проголосовавших против ЕС. Ведь исход референдума на самом деле решила диаспора.
А Стояногло в случае победы придется с большим трудом отбиваться от закрепления в Конституции «европейских устремлений». Оспаривать результаты референдума будет сложно, так как под сомнение могут быть поставлены и результаты президентских выборов.
В итоге еврореферендум, который должен был чётко определить направление движения Молдавии на деле завел страну в тупик.
При этом выборы и референдум в Молдавии на деле подтвердили худшие опасения европейских политиков, которые изначально скептично относились к заигрываниям ЕС с республикой, в которой насаждают «демократию» цензурой и репрессиями против оппозиции. Ведь все это еще сильнее бьет по остаткам репутации ЕС.
Теперь команда Санду точно нанесла огромный ущерб институту «западных демократических выборов», декларированном Копенгагенским документом СБСЕ от 1990 года, нарушив многие его положения. От ограничения агитации, прямого иностранного вмешательства и недопуска ряда наблюдателей до поправок в законы менее чем за год до выборов, организации выборов и референдума в один день и, наконец, ограничения права голоса российской диаспоры.
Если на Западе продолжат захват Молдавии, то еврочиновникам придется закрыть глаза на очевидные нарушения закона, что еще раз ударит по репутации самого ЕС.
Инфографика в высоком разрешении
#Гагаузия #ЕС #Молдавия #Приднестровье