Порядок подачи кандидатов в общественные советы от НКО, помогающих участникам СВО, упрощен – такие изменения также коснутся НКО новых субъектов РФ
Соответствующее решение было принято Рабочей группой ОП РФ по формированию общественных советов при ФОИВ.
Согласно нововведениям, для таких НКО временно не будет учитываться требование к периоду деятельности – не менее трех лет с момента государственной регистрации. Это абсолютно логичное решение – таким организациям попросту не может быть три года, ведь СВО началась только в 2022 году, пояснил заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб:
Нужно смотреть не только на срок работы организации, но и на содержание ее деятельности. Можно и за пять лет ничего не сделать, а бывают организации, которые за полгода своего существования сделали немало. Если деятельность НКО связана с помощью участникам СВО и их семьям, волонтерской деятельностью, то нужно относиться к ним с пониманием, без формализации.
Помощь защитникам Отечества и членам их семей, интеграция новых субъектов в единое российское пространство – ключевые задачи государственной политики. На их достижение нацелен и некоммерческий сектор России, за последние два года в стране реализованы крупные общественные проекты, имеющие федеральный масштаб.
Привлечение таких организаций как Комитет семей воинов Отечества и Ассоциация ветеранов СВО к работе общественных советов поможет ускорить выполнение задач, поставленных Президентом России, усилить контроль за деятельностью органов власти. Руководитель правовой службы Комитета семей воинов Отечества Александр Терновцов отметил, что ранее подобное решение было принято Фондом президентских грантов:
Несмотря на очень высокие требования к организациям, представляющим проекты, в числе которых продолжительность и опыт работы, в 2023 году Фонд отменил возрастной ценз участия в грантовых конкурсах для НКО новых территорий, установив в критериях лишь наличие реального опыта социально-общественной деятельности.Инициатива установить при формировании федеральных общественных советов специальные критерии для НКО новых регионов — показательный пример не формального, не бюрократического подхода как к образованию общественных советов, так и поддержки самого отечественного НКО-сектора.
Он добавил, что корректировка критериев под требования времени необходима не только на федеральном уровне, но и для общественных советов при региональных властях и органах местного самоуправления. Однако сделать это принятием одного решения невозможно – такие ОС создаются на основании нормативных актов соответствующих субъектов РФ, а значит менять ситуацию необходимо отдельно в каждом регионе.
Для решения этой проблемы Общественная палата предлагает принять модельный закон об общественных советах при органах государственной и муниципальной власти. Такая рекомендация приведена в Специальном докладе, изданном ОП РФ в 2024 году.