Банкам повысят штрафы за нарушение прав потребителей

Банкам повысят штрафы за нарушение прав потребителей

Госдума 16 декабря приняла закон, согласно которому будут повышены штрафы для банков за нарушение прав потребителей финансовых услуг.

В ЦБ уточнили, что если банк допустил нарушение впервые, регулятор направит рекомендацию о его устранении. При повторном нарушении кредитная организация получит предписание и заплатит штраф в размере до 0,1% собственных средств.

Но если нет должной реакции и на предписание, штраф может быть повышен до 1% от размера собственных средств и не менее 1 млн рублей, сказано в релизе Банка России.

«Банк России неоднократно выявлял грубые и систематические нарушения прав потребителей некоторыми участниками рынка. Им было проще заплатить штрафы, поскольку на недобросовестной практике они выигрывали значительно больше – суммы выгоды исчислялись сотнями миллионов рублей. Поэтому мы предложили подход, при котором нарушения станут экономически невыгодными. Надеемся, понимание того, что за нарушением последует значимое наказание, которое по сумме превысит недобросовестную выгоду, будет сдерживать использование плохих практик. Это именно то, к чему стремится регулятор: нам нужны не наказания, а отсутствие нарушений прав граждан», – отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

На что жалуются инвесторы и потребители финансовых услуг

За январь – сентябрь 2025 года в Банк России на рассмотрение поступило 280 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 15,8% больше, чем за январь – сентябрь 2024 года.

Основными драйверами роста выступили кредитные организации и микрофинансовые организации (МФО) — в общем количестве жалоб доля банков составляет 60,9%.

В отношении кредитных организаций:

За девять месяцев количество жалоб в отношении банков составило 170,5 тыс., что на 21% больше аналогичного показателя 2024 года.

Основной рост пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству.

В то же время снизилось поступление жалоб, в частности, по вопросам потребительского и автокредитования, главным образом за счет жалоб, связанных с недобросовестными практиками.

Подписаться на РБК Деньги

#штрафы

Источник: Telegram-канал "РБК Pro", репост РБК

Топ

Лента новостей