О денежно кредитных условиях в России
Недавний
обзор ДКУ от Банка России подтверждает понимание ЦБ о резком сломе рыночных ожиданий по ключевой ставке после наиболее мягкой (с середины 2022 года) риторики Банка России от 20 декабря.
Ожидания рынка относительно будущей траектории ключевой ставки изменились: текущая структура рыночных ставок предполагает, что значение в 21% годовых может стать пиком цикла и ставка начнет снижаться в первом полугодии 2025 года.
Сейчас уже не важно, что на самом деле пытался донести ЦБ 20 декабря, а важно то, что рынок воспринял сигналы, как капитуляцию Банка России от концепции «победить инфляцию любой ценой».
При этом спустя месяц нет ни малейших корректировок сигнала от ЦБ ни в одну, ни в другую сторону. Отчет ДКП лишь констатировал уже реализованных слом рыночных ожиданий без добавления новой фактуры.
Некоторая часть обзора касалась переужесточения ДКУ в ноябре и первой половине декабря, что было связано не с прямыми решениями по ДКП в области процентной ставки, а с автономными от ДКП факторами: повышением требований к капиталу и ликвидности банков, ужесточением макропруденциальной политики со стороны регулятора, а также требований банков к заемщикам.
Есть в обзоре несколько важных и интересных деталей.
Декабрьский баланс ликвидности банков сложился около нуля vs прогноза ЦБ от 0.2 до 1 трлн. Отклонение связано с меньшим, чем ожидалось, поступлением бюджетных средств в 2024 году. Часть профинансированных в конце декабря расходов поступила в банки в начале января.
Основной приток ликвидности по бюджету был связан с конвертацией средств ФНБ для проведения расходов вне бюджетного правила и c размещением средств ФНБ в разрешенные финансовые активы.
ЦБ косвенно подтвердил монетизацию госдолга через банки. Минфин РФ разместил в декабре около 2 трлн руб, которые были с успехом выкуплены банками за деньги, полученные в РЕПО с ЦБ.
В декабре спрос со стороны банков на аукционах репо Банка России возрос, после того как Минфин России увеличил выпуск ОФЗ. После поступления бюджетных расходов и размещения ФК части средств на депозиты в банки спрос на аукционах репо Банка России сократился.
Однако, ЦБ планирует стерилизовать избыточную ликвидность со временем.
По мере распределения поступивших бюджетных средств в банковском секторе Банк России планирует постепенно сокращать с февраля 2025 г. объем предоставления средств на каждом аукционе.
Как работают автономные факторы ДКП? Поэтапная отмена с марта 2024 послаблений по нормативу краткосрочной ликвидности (НКЛ) усилила конкуренцию банков за средства физических и юридических лиц (включая госорганы). Банки были готовы привлекать такие обязательства по более высоким ставкам, что фактически является косвенным ужесточением ДКУ.
В стремлении привлечь пассивы, улучшающие норматив ликвидности, банки увеличивали ставки по депозитам юридических лиц. Они были готовы предлагать крупным корпоративным клиентам премию по депозитам 2–3 п.п. к ключевой ставке vs нормы около 1 п.п.
В конце ноября ЦБ ввел некоторые послабления через лимиты безотзывных кредитных линий, что позволило нормализовать спрэды на денежном рынке.
Что касается сравнения доходности форвардных инструментов денежного рынка или облигаций, здесь нет новой информации. Данные в обзоре устарели почти на месяц, а рекордное сжатие спрэда я уже подробно описывал в момент реализации события.
В этом обзоре не было никаких намеков на дальнейшую траекторию действий ЦБ, что может означать отсутствие понимания самого ЦБ о переконфигурации параметров ДКП в контексте обстоятельств.
Ждем новых подробностей.