Как ДКП Банка России влияет на кредитные ставки бизнеса?
В ноябре был пик ужесточения денежно-кредитных условий в финансовой системе РФ, но влияние было только на краткосрочные кредиты, тогда как среднесрочные и долгосрочные кредиты практически не отреагировали на цикл ужесточения с августа 2024.
В июле 2024 средняя ключевая ставка была 16%, тогда как кредиты от 1 до 3 лет имели средневзвешенные ставки 14.2%, а кредиты свыше 3 лет – 15.84%.
В ноябре 2024 средняя ключевая ставка стала 21%, среднесрочные кредиты (1-3 года) даже «подешевели» до 13.7% или на 0.5 п.п, а долгосрочные кредиты (свыше 3 лет) выросли всего на 2.2 п.п до 18% при росте ключевой ставки на 5 п.п и росте ставок денежного рынка на 5-7% п.п.
В статистике учитываются средневзвешенные ставки по вновь выданным кредитам (новые кредиты или рефинансирование существующих кредитов), а не средневзвешенная стоимость кредитного портфеля банков или компаний.
Снижение стоимости среднесрочных кредитов обусловлено высокой концентрацией льготных или субсидируемых государством корпоративных кредитов, которые составляют свыше 5 трлн руб, но здесь без учета кредитов под госгарантии, которые выдаются в основном ВПК.
Незначительный прирост стоимости долгосрочных кредитов связан с относительно дешевизной долгосрочного фондирования для банков. Обычно долгосрочные корпоративные кредиты имеют привязку больше к долгосрочным ОФЗ (5-10 лет), чем к ключевой ставке и денежному рынку.
Структура выдачи кредитов сильно изменилась. Если в 1П24 свыше 55% от всех новых кредитов были сроком до года, а теперь краткосрочных кредитов всего 41% в ноябре и 44% в среднем за последние три месяца.
Это связано с резким удорожанием краткосрочных кредитов, которые исторически имели высокую корреляцию с денежным рынком и высокую привязку к ключевой ставке.
В июле краткосрочные кредиты имели стоимость 17.8% годовых, 20.1% в сентябре, 20.9% в октябре, а в ноябре уже 22.8%.
Здесь нет ничего удивительно, т.к. краткосрочные кредиты следуют за денежным рынком и ключевой ставкой с минимальным расхождением, а спрэд составляет в среднем 1.3-1.8 п.п, а до 2015 спрэд был 3-4 п.п.
Почему спрэд сократился? После первых крымских санкций 10 лет назад многим крупным российским компаниям отсекли краткосрочное фондирование, что заставило их возвращаться в рублевое кредитование, а учитывая эффект масштаба, ставки для них ниже, чем для малых и средних компаний.
Есть еще одно важное изменение. Доля кредитов с плавающей или переменной ставкой достигла исторического максимума на уровне 55.8% в ноябре vs 52.1% в июл.24, 48% в ноя.23, 43.4% в ноя.22 и 39% в ноя.21, а в начале 2019 кредиты с плавающей ставкой были всего 29-30%.
Из общего кредитного портфеля на 80.4 трлн, почти 45 трлн кредитов привязаны к плавающим ставкам, а это ключевая ставка ЦБ плюс надбавка за риск.