В последние дни своего правления Джо Байден еще раз усилил санкции против России, повторно добавив около 100 компаний в санкционный список на основании президентского указа № 13662 времен Барака Обамы. Ранее все эти компании были внесены в список по указу самого Байдена № 14024.
Эксперты объяснили РБК, что такой ход преследует две цели:
• усиление режима вторичных санкций против иностранных контрагентов, сотрудничающих с российскими подсанкционными лицами
• гарантирование того, что вступающий в должность 20 января Дональд Трамп не сможет единоличными решениями снять санкции с каких-либо из этих компаний.
Указ № 13622, мало применявшийся со времен Обамы, закреплен в законе CAATSA, который был подписан Трампом в его первый президентский срок, и его невозможно отменить «одним росчерком пера», в отличие от указа Байдена. А если новый президент захочет отменить санкции против каких-либо компаний, внесенных в список по указу № 13622 в январе 2025 года (например, это «Газпром нефть» или «Сургутнефтегаз»), то в этот процесс сможет вмешаться Конгресс — такой механизм прописан в CAATSA.
Помимо этого, согласно все тому же CAATSA, вторичные санкции за взаимодействие с российскими подсанкционными лицами (в том числе внесенными в список по указу № 13622) могут быть введены против любых иностранных лиц (компаний, физлиц), а не только финансовых институтов, как следует сейчас из указа № 14024.