Почему конкуренция цифровых платформ с банками неизбежна
Почему конкуренция цифровых платформ с банками неизбежна
Закон «О цифровых платформах» (ЦП) стал одной из самых обсуждаемых законодательных новелл в 2024 году. Однако последствия его принятия гораздо более масштабные, чем может показаться на первый взгляд. Мир плавно уходит от корпоративной модели к платформенной. Когда-то также произошел переход от традиционных ТНК к цифровым корпорациям. Согласно прогнозам McKinsey, к 2026 году более 30% глобального корпоративного дохода будут обеспечены цифровыми платформами.
Чтобы понять почему так много шума вокруг них, необходимо разобраться в том, что подобные платформы несут для всех нас. Традиционно государством 1 в развитии платформенных сервисов (в том числе по части цифровизации государства) является Сингапур. Кажется, что его система так далека от нас, но на самом деле нет. Модель и прообразы сегодняшних МФЦ и сервисов «Мои документы», также ЭДО и цифровизации налогообложения были разработаны с учетом именно сингапурских наработок.
Наступает век цифровых платформ, когда государство станет мегарегулятором и наблюдателем за целыми экосистемами, которые будут включать в себя все больше и больше отраслей. Так, ЦП уже имеют свои необанки, страховые и логистические компании. Маркетплейсы также активно выходят на рынок таможенных услуг, консолидируя все больше и больше аспектов экономической деятельности.
Однако в отличие от кредитных организаций платформы максимально сфокусированы на первичных потребностях клиентов. И та человекоцентричность, о которой говорят главы крупных банков, скорее достижима для платформ. Суперприложения, сочетающие финансовые и иные услуги — не футуристическая концепция, а сегодняшняя реальность. Она гораздо привлекательнее, чем банковские продукты для завтрашнего потребителя. И государство, принимая новый закон, это отчетливо понимает.