Структура потребительских расходов в США
Чтобы исключить манипуляции с ценовыми индексами, сравнение будет произведено по фактическим (номинальным) расходам, что лучше отражает актуальную потребительскую корзину.
Доминирующей статьей расходов является жилье и коммунальные расходы, куда распределяется около 18% от всех потребительских расходов и вопреки расхожему мнению, никакой экспансии трат в этом направлении не прослеживается. Сюда включаются затраты на ремонт, техническое обслуживание и содержание недвижимости.
В период с начала 80х по 1999 год диапазон доли жилья и коммунальных расходов в структуре потребительских расходов был 18-19% и в среднем ближе к 18.5%, на пике ипотечного пузыря в 2006 было 18% и около 17.4-17.8% в 2017-2019.
Второй по значимости категорией является медицина – доля 16.8%, тогда как в индексе потребительских цен медицинские услуги всего 7.3%. Почему так? Значительная часть расходов идет через государство в Medicare и Medicaid, что учитывается в потребительских расходах и PCE, но не учитывается в ИПЦ.
В медицине наиболее выраженное изменение структуры расходов. В начале 60-х годов было менее 5%, в начале 80-х доля резко выросла до 10%, в начале 90-х уже свыше 14%, финишный рывок к 17% произошел в 2010 и на этом уровне стабильно почти 15 лет.
Прочие услуги – вес 8.3%. Это обширная категория, включающая образование, услуги связи, бытовые, персональные услуги, ИТ услуги, юридические консультации и так далее. Каждая из категорий занимает менее 2.5% в общих расходах, поэтому они объединены в общую категорию. Здесь доля не меняется последние 10 лет.
Финансовые услуги и страхование – 7.9%, четвертая по значимости категория. Наблюдалась очень быстрая экспансия с 4% в начале 60-х до 6% в начале 90-х и выходом к 7.5-8% в начале нулевых, а последние 25 лет относительно стабильно.
Общепит и гостиницы – 7.2%, на данный момент это максимальная доля в истории и устойчивый восходящий тренд последние 25 лет, хотя изменения не столь существенные – всего 1.3 п.п увеличения доли с начала нулевых. В сравнении с 70-80ми изменение незначительное (в пределах 0.5 п.п.)
Культурные и развлекательные услуги занимают около 3.9% в структуре расходов, что немного меньше максимума 4.3% в 2017, но в целом стабильно последние 15 лет (актуальный диапазон 3.7-4%). Активное вовлечение в развлекательные услуги было с начала 80-х до 1995, когда доля выросла с 2.3 до 3.7%.
Транспортные услуги – 3.4%, доля активно растет с 2020 года (на траектории снятия ограничений 2020-2021 и усиления мобильности), достигая максимумов с 2019, до этого похожий уровень был в 2003, но максимумы в конце 90-х (3.8-3.9%) не будут превзойдены.
По товарам тенденция на сокращение доли в структуре совокупных расходов практически по всем категориям, за исключением развлекательных товаров и электроники – 3.3%, что близко к максимумам 2002-2007 (3.4-3.6%).
На авто сейчас расходы 3.6% от всех расходов. На протяжении 60-70-х годом средняя доля была 6%, в 90-х около 5.2%, в 2004-2007 доля снизилась до 4.5% и сейчас находится вблизи исторического минимума.
Расходы на мебель и товары для дома составляют всего 2.4%, тенденция устойчиво нисходящая. Интенсивный переход с 5% в начале 60-х до 3.5% к середине 80-х и около 3% в 2004-2007.
Интересна динамика по продуктам, одежде и топливу.
В начале 60-х совокупные расходы на продукты, одежду, обувь и топливо были почти 1/3 от всех расходов (20 + 8 + 5% соответственно).
Тенденция на снижение доли была до начала 21 века, где продукты и напитки стабилизировались на уровне 7.8% и находятся стабильно в узком диапазоне 7.5-8% на протяжении 25 лет (сейчас 7.5%).
Расходы на одежду и обувь стабилизировались в 2010 и были на уровне 3% до 2019, а сейчас 2.6% - минимум в истории.
Расходы на топливо сейчас также вблизи минимальной доли в истории – всего 2.1% vs 3.7-4% в 2012-2014, когда цены были стабильно выше 100 долл за баррель.
На продукты, одежду и топливо сейчас тратят всего 12.1% - ниже еще никогда не было. Избыточный кэш перераспределились в медицину, финансы и развлечения.