Как американцы контролируют корейскую атомную промышленность и причем тут Казахстан
Как американцы контролируют корейскую атомную промышленность и причем тут Казахстан
На днях президент Чехии передал через главу МИД Яна Липавского официальное приглашение президенту Казахстана посетить страну.
Одной из вероятных тем, которые обсуждают власти двух стран — это сотрудничество в области атомной энергетики с участием чешских и корейских компаний.
Ведь совсем недавно Касым-Жомарт Токаев по итогам референдума выразил желание, чтобы АЭС в Казахстане строил международный консорциум.
Как раз нечто подобное недавно затевалось именно в Чехии, где южнокорейская компания Korea Hydro & Nuclear Power выиграла тендер на строительство новых энергоблоков.
KHNP также вошла в шорт-лист подрядчиков по строительству АЭС в Казахстане вместе с французской EDF, китайской CNNC и российским «Росатомом».
Однако американская компания Westinghouse, обжаловала чешскую победу KHNP в Управлении по защите конкуренции. В эту же борьбу вступила и французская EDF, подав жалобу в Еврокомиссию: предложение KHNP предлагается проверить на соответствие «фундаментальным принципам, законам и нормам европейского права».
KHNP выступает головным подрядчиком по строительству АЭС с использованием корейского оборудования. Однако из-за того, что ядерный реактор, оборудование первого контура и топливо реализуются с использованием большого количества американских патентов, то при при строительстве АЭС в третьей стране возникает правовая коллизия. Нужно запрашивать разрешение у страны-правообладателя ядерной технологии – США – и заключать соответствующее соглашение «1-2-3». Так было с АЭС Барака в ОАЭ.
Сейчас южнокорейская компания на международном рынке полностью подконтрольна США, но если она получит доступ к другим технологиям, то баланс интересов может измениться.
Именно поэтому в KHNP заинтересованы в сотрудничестве с Чехией и компанией Skoda. Последняя активно участвовала в строительстве ядерных энергоблоков, занималась производством практически всего ядерного оборудования и до сих пор владеет лицензиями на производство всего необходимого для реакторов ВВЭР-440 и большей части оборудования для ВВЭР-1000.
Тендер на АЭС Темелин для KHNP и Skoda является отличным поводом для скрепления стратегического партнерства, весьма выгодного обеим сторонам:
Skoda получает возможность возобновить производствооборудования для АЭС и АСММ, а в перспективе стать для KHNP постоянным спутником в новых проектах атомных станций по всему миру,
KHNP обретает доступ к технологиям, свободным от американских патентных манипуляций.
Далее такой альянс способен выступить с совершенно новыми проектами АЭС и даже АСММ, в основе которых будут технологии советского происхождения, но с обилием наработок двух стран-партнеров.
Появление конкурента на рынке строительства АЭС явно не входит в планы США и Франции, поэтому они выступают единым фронтом против новой инициативы. В связи с этим очень интересно выглядят попытки втянуть в развернувшуюся битву «многовекторный» Казахстан.
#США #Чехия #Казахстан #энергетика