Пауэлл вошел в свой привычный и давно ожидаемый образ – отшибленного голубя.
Выступление на пресс-конференции в Джексон-Холле было очень коротким (менее 15 минут) и состояло из нескольких частей:
•Сместить акцент с инфляции на рынок труда и создать пространство маневров для снижения ставки на ближайшем заседании.
• Рассказать, какие ФРС и правительство молодцы, что спасли экономику в 2020-2021.
• Напомнить, как ФРС, ведущие аналитики и представители мировых ЦБ обосрались с «временным характером инфляции в 2021» с главным тезисом, что «это не ФРС ошиблась, а это все ошиблись».
• Отметить способность ФРС оперативно исправлять ошибки в формате «как мы быстро спохватились и начали борьбу с инфляцией в 2022».
• Акцентировать внимание публики на героическом образе ФРС, которая обуздала инфляцию, сохранив финансовую систему и экономику.
• Наконец, отметив то, что борьба с инфляцией завершилась грандиозным успехом и пора двигаться дальше, сместив акцент на рынке труда и рискам рецессии.
В итоге за 15 минут Пауэлл отвел подозрения в некомпетентности ФРС в 2021, когда упустили инфляционный выброс, далее героизировал действия ФРС в деле борьбы с инфляцией и стабилизацией инфляционных ожиданий и в итоге подвел к тому, что пора тормозить с ужесточением – рынок просит мягкости и эту «мягкость» рынок получит.
Вот именно так была выстроена конструкция монолога.
Сначала образу внимание на попытку отвести подозрения от ФРС. Для этого приведу полную цитату выступления (она прекрасна)
Мои коллеги и я изначально считали, что эти факторы, связанные с пандемией, не будут устойчивыми и что внезапный рост инфляции, вероятно, пройдет достаточно быстро, без необходимости в ответных мерах денежно-кредитной политики. Короче говоря, инфляция должна была быть временной. Стандартное мнение заключалось в том, что пока инфляционные ожидания остаются устойчивыми, центральные банки могут подходить к временному росту инфляции спокойно.
Корабль под названием "Временный" был переполнен, на его борту находились большинство ведущих аналитиков и центральных банкиров из развитых стран. Я думаю, что сегодня среди нас есть бывшие пассажиры этого корабля (смех в зале). Ожидалось, что условия предложения улучшатся достаточно быстро, что быстрый рост спроса исчерпает себя и что спрос снова переключится с товаров на услуги, что приведет к снижению инфляции.
На какое-то время данные поддерживали гипотезу о временной инфляции. Ежемесячные показатели базовой инфляции снижались каждый месяц с апреля по сентябрь 2021 года, хотя прогресс был медленнее, чем ожидалось.
К лету 2021 года аргументы в пользу временности ослабли, и начиная с октября данные начали серьезно опровергать гипотезу о временной инфляции. Инфляция выросла и распространилась с товаров на услуги, и стало ясно, что высокая инфляция не является временной и потребует серьезного ответа, чтобы инфляционные ожидания оставались стабильными.
Здесь очевидная попытка переброски ответственности и размазывание ошибки по всему финансовому и научному сообществу.
Главное здесь то, что Пауэлл не назвал главную причину инфляции – фискальный экстремизм и монетарное бешенство, создающие диспропорции спроса и предложения, с очевидной попыткой взращивания/культивирования пузырей (все помним, как Пауэлл трепетно относился к пампу рынка в 2021, боясь спугнуть спекулянтов).
Виноваты все, но не ФРС – ловкий и изящный маневр, облаченный в околонаучную требуху так, чтобы отвязались.
Что касается действий в сентябре – решение по снижению ставки принято и это будет шаг на 0.25 п.п, исходя из тональности Пауэлла.
• Риски повышения инфляции уменьшились, а риски для занятости увеличились.
• Время для корректировки политики настало, направление движения понятно, а сроки и темпы снижения ставок будут зависеть от поступающих данных, развивающегося прогноза и баланса рисков.
• Мы сделаем все возможное, чтобы поддерживать сильный рынок труда, продолжая двигаться к ценовой стабильности с соответствующим ослаблением жесткости ДКП.