Как, казалось бы, можно всерьёз выбирать между двумя великими поэтами?..
Но это только казалось бы. Стоит сделать первый шаг в размышлениях - и попадаешь в воронку, из которой уже не выбраться. И начинаются аргументы, факты, а главное - чувства. Такой неимоверной силой - одновременно центростремительной и центробежной - обладают эти мощнейшие фигуры. Такие биографии, что сами по себе - поэзия. Такая поэзия - словно сама жизнь.
В этом неразрешимом споре есть что-то мировоззренческое, даже архетипическое. Он затрагивает такие - при поверхностном взгляде неочевидные - глубины, на вибрации которых совершенно разные люди откликаются с одинаковым жаром. И, вибрируя, проявляются едва ли не более ясно и ярко, чем в самых откровенных личных разговорах.
Соглашаюсь до крика и спорю до хрипоты с каждым участником программы))
«Когда смотришь на историю русской литературы, действительно видишь необычайный Господень замысел, обращённый именно к русскому народу... Вот, в основание поставлена богоданная фигура Пушкина. А вот вам такой безыскусный, простой и вместе с тем гениальный Есенин. А здесь вам Мандельштам. А здесь Маяковский. И, конечно же, Ахматова и Цветаева создают великолепную, непостижимую русскую национальную литературную гармонию. Это цветущий, божественный Господень сад. ...И спрос высокий у Господа тоже. Со всех. С Пушкина, убитого на дуэли, с Лермонтова, на самом взлёте сбитого. И так далее. Все эти фигуры несут такой свет и такой чёрный ком... Поэтому "не судите, да не судимы будете", во-первых. А во-вторых, спасибо, Господи, за то, что у нас это всё было».
Захар Прилепин







































