Когда к нашим ВКС предъявляют претензии за эффективность их работы, я хочу напомнить, что в силу ряда субъективных и объективных причин у нас сейчас в производстве нет ни одного (прописью «ноль») серийного самолёта специального назначения.
Ни Ту-214Р, ни А-100, ни перспективного самолёта РЭБ на смену «порубщику», ни многих других изделий, заморозившихся в разной степени эскизности. Эта заморозка, обусловленная как особенностями закупочного процесса, так и санкционным воздействием, приводит к тому, что возможности боевых машин реализуются не в полном объеме, и авиационные удары, если не считать пусков Х-101 со стратегов, в основном приходятся на ЛБС и ближний (до 100 км, а в основном - до 30-40) тыл.
Нет, то, что появился УМПК, это очень хорошо, но УМПК не является панацеей и универсальным средством, позволяющим боевому самолёту обойтись без поддержки специальных бортов. Но дефицит и состояние парка этих бортов у нас не позволяют оказывать поддержку на должном уровне. И хочется надеяться, что при выполнении новых программ уже к следующим войнам наши ВКС все же получат достаточный парк самолетов РЭР/РТР, РЭБ, ДРЛО, танкеров разных типов и прочих аппаратов, на которые редко обращает внимание диванный обыватель - слишком они похожи на транспортники и пассажирские борта. Но за списком которых очень внимательно следит профессионал, знающий, что каждый такой борт в нужном месте и в нужное время может сэкономить десятки вылетов боевых машин без должного обеспечения.
































