Владимир Легойда – о том, как изменилась философия образования в современном мире и что необходимо для ее преобразования
Мне кажется, что образование во всем мире сегодня находится в глобальном тупике. Чтобы из него выйти, мы должны переосмыслить философию образования и ответить себе на главный вопрос: а что такое образование сегодня? Мы должны понимать, что образование прежде всего предполагает формирование личности, мировоззрения, системы ценностей.
В силу своей предельной прагматизации образование перестало быть ценностью само по себе, а лишь инструментом приобретения конкретных практических навыков. Зачастую оно рассматривается просто как ступень социализации, что в корне искажает саму природу образовательного процесса.
Нельзя забывать и о том, что человек – это не набор функций. Он не сводится к тому, какие предметы он изучает. Человек – это искатель истины, добра, красоты и блага. И об этом надо говорить в школе. Потому что только так формируется мировоззрение.
Безусловно, в этом процессе очень много зависит от личности учителя. От того, что делают учителя, зависит то, какой будет наша жизнь. Потому что учитель воспитывает всем, начиная от того, как он одет, и заканчивая тем, какое у него мировоззрение, какие слова он использует не только на уроках, но и во внеурочном общении с детьми. Задача учителя состоит не только в том, чтобы передать набор знаний по своему предмету, но прежде всего заинтересовать, зажечь, задеть, если хотите.
А еще нужно помнить, что процесс образования не может быть легким и развлекательным. Он может и должен быть интересным и увлекательным. Но легким – никогда.