Как западные НКО в Казахстане альтернативу Росатому ищут
Риторикаказахстанских властей относительно АЭС претерпела разительные изменения. Если еще этой зимой в Астане выражали сомнения в необходимости строить ядерную станцию, то теперь Казахстан готов строить хоть три.
Одна, по крайней мере, абсолютно точно нужна, и альтернативы этому решению нет. На заседании правительства под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова об этом заявил министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев. Он же назвал отношение к проекту строительства АЭС тестом «на интеллект, патриотизм и порядочность».
Такой «прогрев» от правительства РК пришелся как раз к выставке КазАтомЭкспо, которая прошла 27-28 августа. Минэнерго страны объявил ее «первой деловой площадкой, на которой будут обсуждаться современное состояние атомной отрасли и ее готовность к переходу на новый уровень в виде строительства АЭС».
В диалоге ожидаемо участвуют представители всех четырех компаний, которые рассматриваются как потенциальные подрядчики строительства атомной станции: lectricit de France, Росатом, Сhina National Nucleаr Corporation и Korea Hydro & Nuclear Power Co.
На этом моменте казахстанским блогерам и СМИ, связанным с западными НКО, пришлось отказаться от явной оппозиции строительству атомной электростанции вообще и выбрать курс продвижения всех проектов, кроме российского.
Ярким примером стало внезапное лоббирование китайской CNNC: «в кулуарах» КазАтомЭкспо заместитель главного представителя китайской национальной ядерной корпорации по Центральной Азии и Восточной Европе Ли Юдонг назвал журналистам цену — 20 млрд юаней за один блок и срок — пять лет на строительство.
Эта новость с броскими, но не соответствующими действительности, заголовками «Дешевле и быстрее Росатома» очень быстро разлетелась в инфополе. Только дело в том, что строительство, собственно, блока столько времени и занимает, но блоков при этом нужно два и строятся они последовательно, с разницей в один-два года между ними.
А еще, до того, как приступить к постройке блоков, для будущей станции готовят площадку и на ней ставят «завод по строительству АЭС», который на месте делает бетон, металлоконструкции и арматуру. Следовательно, и финальная «цена вопроса», и сроки китайского проекта будут, мягко говоря, несколько другими.
Одним словом, «страсти по АЭС» накаляются перед референдумом, и вопрос, кто же будет строить атомную станцию в РК, становится краеугольным, пока проект постановления правительства по проведению народного волеизъявления направляется для подписи президенту Казахстана.
#Казахстан #энергетика