Аресты и отставки в Таджикистане: транзит власти уже скоро?
В последние три месяца горную центральноазиатскую республику откровенно трясет. За это время сменилось руководство уже трех политических партий из семи. При этом первые лица Партии экономических реформ (ПЭРТ) и Социалистической партии (СПТ) обновились буквально за три дня: на внеочередных съездах, прошедших, соответственно, 20 и 23 июля.
Свои посты покинули ранее участвовавшие в президентских выборах Рустам Кудратов и Абдухалим Гаффоров.
Ранее в мае председателя оппозиционной Демократической партии (ДПТ) Саиджафара Усмонзоду арестовали и обвинили в попытке государственного переворота. После чего даже 20 лет возглавлявший СПТ Гаффоров всё понял и ушел «по собственному желанию».
Вместе с Усмонзоду арестован замглавы Социал-демократической партии (СДПТ) и критик президента Рахмона Шокирджон Хакимов, а также бывший и.о. президента и экс-глава Верховного Совета Акбаршо Искандаров, и экс-глава МИД Хамрохон Зарифи.
В чем же дело?
В ноябре этого года исполнится 30 лет, как пост президента занимает Эмомали Рахмон, а в сумме с председательством в Высшем Собрании Таджикистана политик находится у руля уже дольше «батьки» Лукашенко.
Преемником считается старший сын президента, экс-мэр Душанбе и председатель Национального совета Рустам Эмомали. Несмотря на богатый управленческий опыт и встречи с президентом Ирана и председателем КНР, не харизматичен и больше интересуется футболом, чем политикой. В 2019 году сообщалось, что у Эмомали-младшего диагностирован рак кишечника: проблемы со здоровьем также не добавляют очков его кандидатуре.
Вторая кандидатура — старшая дочь Озода Рахмон, возглавляющая администрацию президента Таджикистана. В ее активе, кроме хваткости и прозорливости, имеются хорошие отношения с главой ГКНБ Саймумином Ятимовым. Но большим вопросом остается восприятие таджикистанским обществом женщины в качестве сильного лидера.
Транзит власти ожидался еще с 2018 года, когда парламент страны снизил возрастное ограничение для кандидатов в президенты с 35 до 30 лет. Однако тогда пандемия и протесты в Казахстане заставили притормозить процесс.
Теперь же аресты опытных политиков означают, что окончательное решение о преемнике всё-таки принято, и на президентских выборах 2027 года мы увидим во главе страны новое лицо.
#Таджикистан