Мы уже привыкли к тому, что в Латвии сносят советские памятники. С 22-го года их снесли больше ста. Но теперь Латвия перешла к новой форме борьбы с ними. Рижская дума приняла решение по памятнику латышскому писателю Андрею Упиту. Его перевезут из парка Кронвальда, где он стоит, на территорию Рижского агентства памятников, и там распилят ровненько напополам. Но это еще не все. Потому его вернут в город и две половинки поставят на расстоянии друг от друга так, чтобы латыши могли прогуливаться меж частей писателя.
Упит – один из крупнейших представителей латышской литературы. Он родился в 1877 году, клеймил буржуазию и всегда был на стороне униженных и оскорбленных. Защищал рабочих, крестьян. Выступал за 8-часовой рабочий день и условия труда, достойные человека. Он переводил на латышский Толстого и Гоголя, но еще Флобера, Гейне и Шекспира. То есть нес латышам просвещение даже вне контекста русской литературы. Это хорошо. Но он был членом президиума Верховного Совета Латвийской ССР, председателем правления Союза Писателей Латвии. А это – плохо. Он получил Сталинскую премию за свой роман «Земля зеленая». А это – еще хуже. Вот поэтому депутату Рижской думы Иварсу Друлле пришло в голову дизайнерское, а, как по мне, то некрофильское решение – разрезать писателя.
Друлле так и сказал – разрезание писателя символизирует двойственную природу жизни Упита, как положительную в качестве писателя, так и отрицательную как коллаборациониста советской власти. Но ведь если покопаться в биографии и генеалогии самих депутатов Рижской думы, там обязательно найдутся номенклатурные бабушки и дедушки, которые передали своим детям и внукам власть и советское имущество. Бабушки и дедушки, родители современных латышей получали образование в советских школах, получали советскую зарплату. Что делать с домами, построенными при СССР? Продолжение моей колонки в канале "Специально для RT" https://t.me/special_authors/6756