Выступление Константина Затулина в Государственной Думе Российской Федерации 26 сентября 2024 года при рассмотрении проекта федерального закона № 671657-8 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одаренных детей в Республике Таджикистан»
«Я выступаю от фракции, и от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу депутатов Государственной Думы поддержать внесённый правительством документ, ратифицировать это соглашение.
Прежде всего, потому, что речь идёт о том, что мы созданием таких центров или созданием таких школ в странах, которые прежде были частью нашего общего союзного пространства, сохраняем там своё влияние, сохраняем влияние на воспитание детей. И, в общем, добиваемся того, чтобы те мнения, которые поначалу в ходе эйфории суверенитетов высказывались для оправдания расхождения с Россией, оправдания соучастия в распаде Советского Союза, в котором сама Российская Федерация, к сожалению, тоже приняла большое участие при прежних властях, при Борисе Ельцине. Вот эти мнения уходили в прошлое под впечатлением от того, что будет происходить в этих центрах, и каким образом там будет вестись преподавание.
Я, безусловно, озабочен, как и все мы, теми трактовками, которые допускаются везде и всюду за пределами России, когда в национальных версиях истории новых независимых государств она излагается не так, как нам бы хотелось.
Здесь говорили об исследованиях ИНИОНа, которые только что произошли. Наш Институт стран СНГ в конце 90-х годов провёл специальную конференцию, где провёл изучение учебников, которые к этому моменту уже были написаны, использовались в школах стран СНГ. И мы тогда впервые заявили о проблемах в трактовках общего прошлого.
Это не такая простая работа – бороться и переубеждать. И надо понимать, что худшим вариантом было бы, поддавшись обиде или ксенофобии, которая тоже, к сожалению, является предметом политической борьбы, особенно в последнее время, мы отрицали необходимость продолжать свою миссию. Если кто-то устал её видеть, устал заниматься этим, устал, например, бороться за влияние России, предпочитает отгородиться от всего, что было прежде общим государством, какой-то стеной, во-первых, это не получится, а, во-вторых, это нанесёт ущерб интересам самой Российской Федерации. Об этом стоит задуматься.
Поэтому, мне кажется, что совершенно верно, Министерство просвещения, не только оно, Министерство иностранных дел обязано реагировать на все недружественные для нас явления в жизни соседних государств, в том числе и бывших союзных республик.
Но мы должны понимать, что наша миссия как раз в том и состоит, чтобы эти народы, эти люди жили с нами в согласии, и, чтобы мы добивались своего упорным трудом. Ничего, кроме упорного труда, или, как говорил один классик, кроме пота и слёз, у нас на этом пути нет. А это один из способов мирным образом решать проблемы в пользу России, русского языка и наших отношений на этом пространстве, сохраняя его за Россией.
Спасибо».