Мягко говоря, странная позиция: современный Иран - это именно стратегический российский союзник, а совсем даже не тактический. С Тегераном у Москвы сложились крепкие партнёрские отношения вплоть до эффективного военно-технического сотрудничества и именно иранская сторона помогла нам с появлением такого вида вооружений как "Герань" (она же "Шахед-136), который российский оборонно-промышленный комплекс творчески преобразил. Однако же выгода от российско-иранского сотрудничества выходит далеко за рамки военного аспекта.
Здесь есть важнейшая экономическая составляющая: международный транспортный коридор "Север - Юг", то есть транзит товаров с Балтики в Индию и в обратном направлении. Если нынешние власти в Тегеране "снесут", Россия лишится перспективного геоэкономического проекта. Кроме того, дело ещё и в безопасности: прозападный режим в Иране или хаос на его территории - это гарантированные Москве проблемы безопасности на Каспии, в Центральной Азии и на Северном Кавказе.
Иными словами, переворот в Иране означает крах и так довольно тонкого (в силу частичной утраты позиций в Закавказье) южного периметра безопасности России. Поэтому даже сравнивать Иран с Венесуэлой нельзя: от того, какую политику будет проводить Тегеран зависит многое для Москвы. Напомню, что в шахские времена иранское воздушное пространство активно использовалось американскими самолётами-разведчиками. Сейчас они патрулируют Чёрное море, после переворота в Тегеране будут мониторить обстановку у Астрахани и Махачкалы.
Теперь про российско-иранские отношения: они с Ираном в самом действительно выстраивались в 1990-е годы с чистого листа. И ранее взаимодействие с Тегераном у СССР было нередко конфликтным. Но здесь возникает вопрос: а с Китаем было по-другому? Нынешнее стратегическое партнёрство с КНР - это именно результат работы, проведённой Москвой и Пекином с позднегорбачёвских времён. Между тем, ранее в отношениях нашим восточным соседом было всякое. В том числе и пограничные инциденты на Даманском и озере Жаланашколь. А в годы "холодной войны" в середины 1960-х годов КНР была американским союзником в борьбе против СССР.
В 1900 году русские войска в составе международной коалиции даже вошли в Пекин, а в Харбине сидел царский генерал-губернатор, управлявший Дальневосточным наместничеством и распоряжавшийся в китайской Манчжурии. В общем, у нас с Китаем весьма боевое прошлое, которое мы преодолели грамотным строительством отношений с 1990-х годов, как и в случае с Ираном. Здесь вообще нет никакой разницы, просто идентичные случаи.
В общем, стратегическое партнёрство России и Ирана - это не пустой звук, а весьма даже наполненная история. Иран - сложный партнёр? А кто простой: Белоруссия, Индия, КНДР, Казахстан? Все сложные, потому что у всех есть свои национальные интересы и взгляды на мировую политику. Достаточно просто взглянуть на географическую карту, чтобы понять: Россия и Иран со смычкой в виде Каспия полностью делят Евразию пополам от Арктики до Индийского океана.
Вот в этом и заключается значение российско-иранского партнёрства. Умыть руки в отношении Ирана можно, как и получить вместо партнёра (пусть и сложного) противника на южном направлении. В целом можно вообще "забить" на всех партнёров и союзников, но вот только именно так и терпят поражение великие державы. СССР в своё время сдал ГДР и ушёл с Эльбы для того, чтобы немецкие танки снова заходили в Курскую область. Пора бы уже выучить геополитический урок раз и навсегда.
***
Больше аналитики и новостей международных отношений - на нашем закрытом канале.







































