О поисках центральноазиатской идентичности
О поисках центральноазиатской идентичности
В прошедшую пятницу в Астане завершилась VI Консультативная встреча глав государств Центральной Азии. На ней лидеры пяти стран выдвинули предложения по усилению региональной интеграции, в том числе в культурной сфере.
К началу встречи в своей статье «Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев указывал, что важной миссией является формирование центральноазиатской цивилизационной идентичности. Востребованной задачей на этом пути Токаев видит написание общей истории стран региона на основе «тюркских, персидских, арабских, китайских, российских и западноевропейских источников».
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поддержал казахстанского коллегу, констатировав, что процесс уже начался. Стороны также планируют создание Центрально-Азиатского телеканала и региональной медиа-платформы.
Выдвижение подобных тезисов стало реакцией на продвижение геополитических проектов и идеологем, если вновь цитировать Токаева. Однако стороны вполне осознают, что ни одно измерение возможного центральноазиатского проекта не включает всех пятерых его участников, да и термин «Центральная Азия» в его нынешнем значении насчитывает чуть более 30 лет.
Современные границы региона также были целиком сформированы внешними игроками, а центральноазиатские страны совершенно по-разному выстраивали национальную идентичность.
Если Узбекистан опирается на наследие Тамерлана, то в Таджикистане национальным героем остается революционер Ширишно Шотемур. Третьим путем идет Казахстан, взявший на флаг идеологию евразийства для сплочения славян и тюрков.
Между странами объективно мало общего, и это видно из того, что составляющим центральноазиатской идентичности, по версии Токаева, является «уважение к общим историческим корням, межкультурный диалог и межконфессиональное согласие», что едва ли является специфическими чертами только этого региона.
Впрочем, это не значит, что вся затея не имеет смысла, что показывает пример АСЕАН, отметившей 8 августа свое 57-летие. За это время Ассоциация разработала собственные концепты, такие как «асеановский путь», включающий коллективную выработку решений строго на основе консенсуса и учета интересов всех участников. А точкой сборки для Организации (пусть и только на словах) также стало нежелание терпеть вмешательство в свои дела других стран. Не исключено, что общая идентичность стран Центральной Азии будет вырабатываться по похожей модели.
Главный вопрос: не станут ли новые интеграционные проекты ширмой и предлогом для разрыва связей с соседями и формирования радикальных националистических движений. А то попытки создать какую-то новую историю и заигрывание с мифотворчеством для укрепления национальной власти мы хорошо видели в известных странах.
#Казахстан #Таджикистан #Узбекистан #ЦентральнаяАзия