Что там на сирийско-ливанской границе?
Скоротечное падение сирийского правительства Башара Асада и приход к власти «прогрессивных джихадистов» закономерно привели к активизации террористической угрозы и дестабилизации обстановки как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира.
Не стала исключением и граница между Ливанской Республикой и «Новой Свободной Сирией», где уверенно складывается напряженная обстановка: доходит до перестрелок и захода исламистов на территорию Ливана, хотя власти обеих сторон демонстративно пытаются сгладить углы.
Несколько дней назад ливанские СМИ сообщили о задержании правительством страны нескольких членов захватившей власть в Сирии террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которые проникли в приграничные районы Ливана. Вскоре они были освобождены.После этого Главное управление общей безопасности Ливана ввело ограничения на въезд сирийцам на свою родину через контрольно-пропускные пункты в провинции Бекаа. Аналогичные шаги предприняла и сирийская администрация в отношении ливанцев.
Вскоре появились сообщения о столкновениях между ВС Ливана и некими «сирийскими боевиками», которые обстреляли армейский объект: не исключено, что за них приняли контрабандистов. И сирийцы, и ливанцы перебросили подкрепления в приграничные села.
Официальных комментариев ни сирийской, ни ливанской сторон по поводу этих мер пока не поступало, однако предыдущие события говорят сами за себя. Транзитное движение на пограничных переходах за исключением отдельных случаев почти полностью остановлено.
В росте напряженности на границе Сирии и Ливана нет ничего удивительного: таков результат отсутствия координации между подразделениями «новой сирийской армии» (где посты командиров достались и иностранцам). Иначе говоря — разгула джихадистских группировок.
Интересна реакция пользователей Сети из числа сторонников «сирийской революции»: те в открытую призывают переходное правительство «освободить Ливан». Во время конфликта 2011-2017 годов туда из Сирии уже вторгались члены террористических группировок «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство» (ИГ).
Во времена правления Асада относительная стабильность в приграничье объяснялась во многом тем, что по обе стороны были дислоцированы силы ливанской «Хезболлы», которые активно перевозили поставляемое из Ирана вооружение. Теперь такого сухопутного коридора нет.
На фоне того, как власти в Дамаске«осуществляют контроль» над более радикальными группировками, не приемлющими диалога и политического процесса (вроде местных союзников международной террористической организации «Аль-Каида»), сирийско-ливанская граница так и останется проблемным участком.
#Ливан #Сирия #терроризм