Марина Ахмедова: Махачкала - безусловный город контрастов
Махачкала - безусловный город контрастов. Вот только утром обратила внимание на беременную в черном хиджабе, которая шла с остановившимся в одной точке взглядом и несчастным лицом, и тут же девушка бегала в белом свадебном платье, а за ней - фотограф. Фотосессия. Тут можно встретить объявление - "Авто в лизинг по нормам шариата". Когда моя коллега спросила что это значит - "лизинг по нормам шариата" - водитель пояснил - допустим, вы - правоверный мусульманин. Вы купили телефон за 10 тысяч, но не можете продать его с процентами, ислам не одобряет проценты. Тогда вы просто продаете его не за 10, а за 15. А накрутку ислам одобряет? Конечно, нет, но формально это неодобрение не прописано, а значит, можно. Многие тут считают: для того, чтобы остаться правоверным, нужно соблюсти формальность.
Тут же и я дополнила пояснением - это как когда женатый хочет изменить жене, но остаться правоверным, он едет к мулле с женщиной, отъезжает на 80 км - как прописано религиозными нормами. Ведь тогда формально он имеет право не приглашать на обряд бракосочетания - никях - родственников. Мулла совершает обряд, женщина становится женой. Проделав с ней все, что собирался, мужчина на утро произносит три раза - "Ты мне не жена. Ты мне не жена. Ты мне не жена". И брак перестает быть действительным. А мужчина остаётся правоверным и незапятнанным. Тут меня поправили осведомлённые слушатели - моя информация, оказывается, устарела. Уже несколько лет как муллы просекли эту фишку, собрали справочник телефонов других мулл из разных районов Дагестана, и теперь когда к ним приезжает незнакомая пара и просит провести никях, мулла первым делом спрашивает мужчину - "А ты откуда?". Тот отвечает, и тогда мулла открывает свою книжечку, набирает номер муллы из того района и спрашивает - "А ты такого-то знаешь? А, у него жена и пятеро детей... ". И уже обращаясь к мужчине - "Я не буду тебе ставить некях. Иди гуляй отсюда".
В это же время по улице Петра Первого в Махачкале тянется длинная галлерея огромных портретов погибших солдат - участников СВО. Они серьезно и требовательно смотрят на горожан, и их правда много, надо идти, идти, идти, чтобы дойти до конца. И это - далеко не все погибшие дагестанцы. Бывало, к утру эти лица оказывались жестоко иззрезаны ножничками. Но сотрудники полиции всегда подходят к этому неформально - находят резавших и дают им по шее так, что вроде бы и резать перестали. Ведь на портретах - их коллеги и боевые товарищи. Правда, и резали их не противники СВО, а люди, которые даже причин своего поступка толком объяснить не могли. И в чем-то они похожи на тех формалистов - когда делаешь, как прописано, не включая мозг, совесть и сердце. Но, впрочем, есть надежда на то, что под этими строгими взглядами некоторые уже начнут приходить в себя. Особенно когда вернутся живые солдаты