Бассейн Северного моря когда-то был значительным источником дохода для Великобритании. Сегодня он находится в состоянии необратимого упадка — Bloomberg.
Абердин с его живописными видами на Северное море на протяжении десятилетий носил титул нефтяной столицы Европы. После открытия в 1970-х годах обширных морских месторождений этот шотландский город превратился из скромного рыбацкого порта в процветающий экономический центр с одной из самых высоких концентраций миллионеров в Великобритании.
Однако этот статус ухудшается уже много лет, что обостряет политическую борьбу по вопросу того, стоит ли вообще спасать нефтяную отрасль Британии на данном этапе. «Зеленый» переход привел к тому, что добыча нефти и газа в стране упала до <1/4 от своего пика в британской части бассейна Северного моря.
Многим лидерам оппозиции решение кажется простым: отменить запреты на разведку и снизить налоги, которые, по их мнению, нанесли ущерб отрасли. По данным Wood Mackenzie, в прошлом году ни одна британская компания не начала бурение новых скважин — это первая подобная пауза с 1960-х годов.
Критики правительственной «зеленой» программы утверждают, что отказ от нефти и газа зашел слишком далеко. Это привело к росту счетов за электроэнергию и потере рабочих мест.
Опросы экспертов говорят о том, что упадок нефтегазовой отрасли в Великобритании достиг критической точки. Сегодня этот сектор — лишь ~1% экономики.
А вот Норвегия рассматривала нефтегазовую отрасль как долгосрочный нацпроект, расширяя добычу в Северном море и сохраняя жесткий госконтроль над компаниями вроде Equinor ASA. В результате в суверенный фонд Норвегии объемом в $2,1 трлн поступает стабильный поток налоговых и дивидендных доходов.
В Великобритании последствия оказались болезненными. Занятость в нефтегазовой отрасли значительно сократилась. Налоговые поступления упали до 4,5 млрд ($6 млрд) в 2024–2025 финансовом году — это лишь малая часть от прежнего пика.
















































