Проекция намерений по ДКП в России
Проекция намерений по ДКП в России
Перед решением по ключевой ставке (19 декабря) Банк России сделал финальные штрихи в тонкой модуляции проекции намерений по ДКП.
Этот материал вышел еще на прошлой неделе, но тогда я занимался разносом Пауэлла, поэтому только сейчас дошли руки )
Общая тональность материала однозначно в сторону большей осторожности в смягчении ДКП, что интерпретируется, как неравномерно смягчение медленными темпами
(не на каждом заседании и не в автоматическом режиме).
Прямые предупреждения против поспешности:
Наблюдаемое в последних данных некоторое увеличение и без того повышенных инфляционных ожиданий людей и бизнеса вероятно, из-за налоговых новаций 2026 дополнительно подчёркивает необходимость не спешить с выводами об исчерпании периода высокой инфляции.
Явная артикуляция рисков смягчения:
Дальнейшее быстрое смягчение денежно-кредитных условий, которое было бы способно подстегнуть ускорение роста кредита и денежных агрегатов, может создать риски для устойчивого замедления роста цен к 4% в следующем году. Это необходимо учитывать при выборе траектории ключевой ставки в предстоящие месяцы.
Условность позитивных сигналов:
Замедление годовой инфляции до 4% требует сохранения жёсткости ДКП в течение времени, необходимого для полноценного замедления устойчивых компонент роста цен.
Баланс рисков:
Устойчивое инфляционное давление пока остается выше целевого уровня, а баланс рисков прямо обозначен как смещённый в сторону проинфляционных..
В документе несколько раз (и в разных разделах) повторяется мысль: для возврата инфляции к 4% и закрепления на 4% траектория ключевой ставки должна оставаться высокой, а к цели требуется продолжительный период жёсткой ДКП.
Регулятор подчёркивает лаг трансмиссии 36 кварталов и прямо говорит, что сдерживающее влияние уже принятых решений должно продолжиться в ближайшие кварталы.
Устойчивые компоненты инфляции остаются повышенными и пока не показывают выраженной тенденции к снижению, поэтому возвращение к 4% требует сохранения жёсткости до замедления именно устойчивых компонент и ожиданий.
Рост ИО прямо назван аргументом в пользу необходимости долго поддерживать жёсткие ДКУ.
В начале 2026 проявится эффект повышения НДС и прочих налоговых новаций; прямой эффект разовый, но подчёркнута высокая вероятность вторичных эффектов через ожидания, и что по опросам он уже начал проявляться среди предприятий.
Для решений по ДКП большое значение будет иметь насколько длительным и значительным станет влияние разовых факторов на ИО в предстоящие месяцы.
Подчёркнуто, что жёсткая ДКП поддерживает норму сбережений на уровне, требуемом для постепенного охлаждения потребительской активности, и что для закрепления трендов (включая высокие сбережения при повышенных ожиданиях) необходимо сохранять сдерживающее влияние на спрос со стороны ДКП и рынка труда.
Рынок труда становится менее перегретым (дезинфляционно), но запас прочности (низкая безработица) не даёт основания для резкого разворота в сторону мягкости.
Охлаждение внутреннего спроса (в том числе за счет жесткой ДКП) способствует снижению напряженности, опросы и отраслевые индексы подтверждают дальнейшее смягчение дефицита кадров.
Указано, что корпоративное и обеспеченное розничное кредитование оживилось вслед за снижением ставок, рост денежной массы ускорился, а дальнейшее быстрое смягчение ДКУ может создать риски для устойчивого замедления роста цен к 4%, что нужно учитывать при выборе траектории ставки в предстоящие месяцы.
Смягчение ценовых ДКУ из-за повышения ожиданий и снижения ставок денежного рынка способствует оживлению кредитования, однако, при нормализации бюджетной политики вклад госсектора в спрос и прирост агрегатов сократится, а текущая кредитная активность в целом согласуется с замедлением устойчивого роста цен в следующем году.
Мягкий сценарий возможен при закреплении ИО, стабилизации устойчивых компонентов инфляции и нормализации денежно-кредитных индикаторов, и если фискальная нормализация действительно сработает как дезинфляционный якорь.