В начале декабря закончилась программа QT от ФРС – как изменился баланс?
Фактический объем сокращения активов на балансе составил 2.23 трлн за 3.5 года (программа началась с 1 июня 2022) при заявленном плане 3.1 трлн (выполнено почти 72%).
• Сокращение трежерис составило 1.58 трлн при плане 1.66 трлн (выполнено 95.2%).
• Сокращение MBS составило лишь 0.653 трлн при плане 1.44 трлн (выполнено 45.3%).
Сейчас совокупный баланс ценных бумаг составляет 6.24 трлн
(трежерис – 4.19 трлн + MBS – 2.06 трлн), тогда как максимальный баланс за всю историю был на уровне 8.5 трлн в апреле 2022.
Монетарная вакханалия 2020-2021 привела к взрывному росту баланса на 4.7 трлн всего за два года (от мар.20 до мар.22) от уровня в 3.8 трлн в начале 2020, причем свыше 2.3 трлн было накоплено в 2кв20 (период самого ожесточенного QE за всю историю).
Сокращение баланса за 3.5 года убрало менее половины от фазы монетарного бешенства, но, с другой стороны, привело к «размазыванию» ликвидности, т.е. средний прирост за 6 лет (2020-2025 включительно) составляет около 415 млрд в год, а не по 2.5 трлн в год, как в эпоху монетарного бешенства.
С мар.20 по мар.22 чистый объем эмиссии Минфина США составил 6.4 трлн, т.е. ФРС прямо (через выкуп трежерис) и косвенно (через MBS и прочие каналы ликвидности) монетизировала свыше 73% от эмиссии госдолга – невероятная концентрация.
Монетарная и фискальная вакханалия в совокупности с критической задержкой в ужесточении ДКП сыграли основополагающую роль в формировании максимального за 45 лет инфляционного импульса и накоплению дисбалансов на всех уровнях (особенно на рынке активов через искажение ценообразования).
Программы экстренного кредитования банков, начатые весной в 2023 в ответ на кризис региональных банков, практически полностью были завершены в январе 2025, с тех пор без особых изменений.
Депозиты (резервы) банков в ФРС балансирует около 2.8 трлн – уровень, близкий к критическому, откуда начинается формироваться напряжение на денежном рынке оказывая давление на процентный диапазон в сторону повышения.
С конца октября резервы банков держатся на уровне 2.88 трлн, опустившись почти на 0.5 трлн с авг.25, а за 8м25 средний относительно комфортный уровень был 3.32 трлн., в 2024 – 3.36 трлн, а в 2023 – 3.24 трлн.
Кэш баланс Минфина США находится на уровне 0.9 трлн vs пика 1 трлн в начале ноября, а перед снятием лимита по госдолгу опустились до 0.3 трлн (на данный момент критический уровень, который позволяет в лучшем случае сглаживать месячную волатильность распределения доходов и расходов, но не сглаживать циклы заимствований).
Минимальный допустимый, устойчивый уровень для балансировки долговой позицией составляет 0.7 трлн (примерно треть от годового дефицита бюджета или 4 месяца функционирования).
Учитывая, что кэш позиция Минфина вышла на целевой уровень, это означает, что планы заимствований будут формироваться в соответствии с текущей потребностью по закрытию дефицита бюджета.
Обратное РЕПО в ФРС обнулилось еще в середине авг.25 (средний 4-недельный уровень упал ниже 50 млрд), до этого в 1П25 держались в среднем на уровне 160 млрд.
Значимого давления на денежный рынок сейчас нет, кредитные программы ФРС по факту деактивированы, не считая локальной и нерегулярной волатильности в пределах 10-14 млрд в рамках операций РЕПО и дисконтного окна.
Учитывая исчерпанный буфер избыточной ликвидности в обратном РЕПО и снижение банковских резервов до 2.8 трлн, оценочный дефицит ликвидности оценивается в 0.5-0.7 трлн, но пока явных признаков давления не выявлено.
Остановка QT справедлива и разумна (в принципе, можно было бы и летом тормозить, об этом писал в начале года), запуск QE в условиях рекордного расхождения инфляции над таргетом и при экстремальных пузырях на финансовых рынках – будет актом вандализма и беспредела на данном этапе.
Снижение ставки необоснованно, справедливая ставка минимум 4.5% с учетом проблем на рынке труда.








































