За первые полгода ретейлеры в США переложили в цены около 20% стоимости импортных пошлин, добавив 0,7 п.п. к общей инфляции (CPI). Особенностью этого процесса стал феномен «чипфляции»: внутри товарных категорий цены на самые дешёвые товары росли почти вдвое сильнее, чем на дорогие.
Такие выводы содержатся в работе Национального бюро экономических исследований (NBER), основанной на анализе ежедневных розничных цен 360 тыс. товаров. Экономисты количественно оценили краткосрочные последствия торговых пошлин, введенных в отношении ряда стран администрацией Дональда Трампа начиная с весны этого года.
Эксперты подчёркивают, что важна не абсолютная величина прибавки, а её контекст. «Для США, где ФРС борется с превышением целевого показателя инфляции в масштабах 1 п.п., дополнительное давление от тарифов на 0,7 п.п. — это достаточно много», — отмечает аналитик по суверенным и региональным рейтингам «Эксперт РА» Кирилла Лысенко.
С этой оценкой солидарен главный аналитик Совкомбанка Михаил Николаев. Он подчеркивает, что «рост цен из-за тарифной политики — это, по сути, цена, которую платит конечный покупатель» за стратегию стимулирования внутреннего производства.
Что выступило ключевым драйвером этого процесса, почему возник «налог на бедных» и какие глобальные последствия это имеет — читайте в подписке РБК.
Фото: Shutterstock








































