Расширение дефицита федерального бюджета в России

Расширение дефицита федерального бюджета в России

Расширение дефицита федерального бюджета в России

Дефицит бюджета в апреле составил 1051 млрд руб, что является рекордным дефицитом для этого времени года по сравнению дефицитом 845 млрд в апр.24 и 965 млрд в апр.23.

С начала 2025 дефицит вырос до 3.22 трлн vs 1.14 трлн за 4м24 и 3.05 трлн за 4м23. За последние 6м дефицит составил 6.48 трлн vs 3.32 трлн в 2024 и 6.7 трлн в 2023 за аналогичный период времени (ноябрь-апрель).

За последние 12м дефицит бюджета вырос до 5.57 трлн vs 1.32 трлн годом ранее и 7.51 трлн в 2023.

По скользящей сумме за 12м максимальный дефицит за всю историю был в мае 2023 на уровне 7.9 трлн, а текущий дефицит за 12м является вторым худшим за все время.

Относительно доходов бюджета ситуация не такая критичная – 15% в апр.25 vs 31% в мае 23 и 24% в фев.21 и 24.3% в янв.17. Для бюджета критический порог 20% и выше, поэтому есть куда расти.

Недавно были внесены поправки в бюджет, где плановый дефицит расширен с 1.17 до 3.79 трлн, где доходы сократились с 40.3 до 38.5 трлн, а план расходов вырос с 41.5 до 42.3 трлн, т.е. предполагается рост расходов всего на 5.2% г/г по номиналу по итогам 2025 года.

Чем обусловлено ухудшение бюджетной ситуации и накопление высокого дефицита бюджета? Серьезное замедление доходов при интенсивном наращивании расходов.

Доходы бюджета в апр.25 выросли на 8.6% г/г при росте расходов на 12.1% г/г, но более показательна тенденция с начала года.

За 4м25 доходы бюджета выросли на 5% г/г (нефтегазовые сократились на 10.4%, а ненефтегазовые выросли на 13.5% за год) при росте расходов на 20.8% г/г.

Для того, чтобы исполнить бюджет согласно плану, в следующие 8 месяцев (май-декабрь) Минфин РФ может потратить 26.8 трлн vs 27.4 трлн годом ранее за аналогичный период или сократить расходы на 2.2% по номиналу.

Другими словами, от рекордного бюджетного импульса 2023-2024 собираются перейти к сжатию расходов. Реалистично ли это (сокращение расходов на 3% в следующие 8 месяцев), учитывая, что год начали с роста расходов на 21% г/г? Отсылка на авансирование здесь неуместна, т.к. авансирование было в 2024 и 2023 в январе-феврале.

С высокой вероятностью, расходы придется опять пересматривать вверх, а доходы? Предполагается, что в следующие 8 месяцев доходы составят 26.2 трлн vs 25 трлн годом ранее или рост на 4.8% г/г по номиналу, что вполне реалистично и соответствует тенденции за 4м25.

За последние 6м доходы выросли на 9.1% г/г (нефтегазовые сократились на 7.8%, а ненефтегазовые выросли на 17.2% за год), тогда как расходы увеличились на 22.7% г/г.

За 12м доходы выросли на 12.9% г/г (нефтегазовые без изменения, а ненефтегазовые +19.1% г/г), а расходы выросли на 24.8% г/г.

Учитывая инерцию распределения бюджетных средств в экономике и структуру бюджетных расходов, текущая конфигурация экономики адаптирована под бюджетный импульс в 20-25% годовых, поэтому плановое сокращение на 3% может спровоцировать жесточайший макроэкономический шок. Это приведет к снижению инфляции, но одновременно вгонит экономику в рецессию на фоне жесткой ДКП.

Если Минфин удержит рост расходов в следующие 8 месяцев на уровне +10% г/г, это будет соответствовать 30.1 трлн расходов и дефициту бюджета ближе к 7 трлн руб при ограниченных источниках финансирования дефицита, т.к. маловероятно, что удастся сопоставимо форсировать доходы бюджета.

Расширение дефицита федерального бюджета в России

Расширение дефицита федерального бюджета в России

Источник: Telegram-канал "Spydell_finance"

Топ

Лента новостей