Рекордный дефицит бюджета США в феврале
Уточненные данные по бюджету США продемонстрировали дефицит на уровне 307 млрд в феврале vs 296 млрд в фев.24, что является повторением рекорда в фев.21 (311 млрд) и не так далеко от собственных предварительных оценок (318 млрд).
В феврале доходы составили 296.4 млрд (+9.3% г/г) при расходах 603.4 млрд (+6.4% г/г).
Если в феврале дефицит близок к рекорду, тогда как с начала 2025 фискального года (окт.24-фев.25) дефицит установил абсолютный рекорд – 1.14 трлн vs 0.82 трлн в 2024 за аналогичный период времени, 0.72 трлн в 2023, превзойдя прошлый рекорд 1.05 трлн в 2021 в период агрессивного фискального бешенства и расшвыривания вертолетных денег во все стороны.
Примечательно, в 2025 фискальном году объем расходов установил максимум – 3.04 трлн (+13.2% г/г и +23.7% за два года), значительно превосходя расходы в 2021 (2.48 трлн или +22.6%), при этом доходы растут очень слабо – 1.89 трлн (+2% г/г и всего +9% за два года).
Годовой дефицит разогнался до 2.15 трлн при доходах – 4.96 трлн (+8.7% г/г) и расходах – 7.1 трлн (+11.7% г/г).
Годовые расходы достигли максимума с мая 2021 (период активного стимулирования), тогда как исторический максимум расходов был на уровне 7.6 трлн в мар.21 по номиналу. Учитывая темпы роста расходов, рекорд может быть обновлен в конце 2025.
С учетом инфляции годовой дефицит достиг максимального дефицита в кризис 2009 и вдвое выше нормы. Проблема в низких темпах роста доходы – всего +13.5% за 5 лет в реальном выражении при экстремальном росте расходов – свыше 26% за 5 лет с учетом инфляции.
Чем обусловлен рост расходов с октября 2024 на 13.2% г/г или плюс 356 млрд?
• Медицина в совокупности – 148.1 млрд добавили к расходам;
• Социальное обеспечение и поддержка ветеранов – 85.5 млрд;
• Социальная поддержка и дотации (все позиции, за исключением соцподдержки по старости) – 50.2 млрд;
• Процентные расходы – 46.1 млрд;
• Оборона – 35.7 млрд.
Все прочие позиции в совокупности обеспечили околонулевой баланс, где наибольшее сокращение было по линии господдержки бизнеса и банков (минус 68.4 млрд расходов, т.к. в прошлом году расходы на FDIC были в рамках поддержки банковской системы).
Процентные расходы не является доминирующей статьей роста расходов в отличие от 2024 года, акцент смещается в социалку,
причем данная категория преимущественно директивная и адресная, а соответственно не попадает под оптимизацию.
К чему это? Объявленное сокращение расходов, которое пока лишь в виде «сотрясания воздуха» будет иметь ограниченный эффект, т.к. триггер роста расходов практически невозможно сократить, а это еще риски рецессии не проявились.
При рецессии сразу растут две категории:социальная поддержка и дотации (именно здесь был основной фискальный стимул в 2021) и господдержка бизнеса и банков (здесь помогали в 2009, 2020 и 2023).
С бюджетом США все очень плохо, а будет еще хуже, т.к. Трамп собирается снижать налоги, что еще сильнее затормозит рост доходов.
Первый месяц у руля и рекордный дефицит в феврале, посмотрим, что будет в марте.