Список стратегических союзников США
США исторически крайне зависимы от иностранного капитала, а способность к аккумуляции и агрегации иностранного капитала во много обуславливает геополитический трек США.
Совокупный чистый приток иностранного капитала во все ценные бумаги американских резидентов составил 1.2 трлн за 11 месяцев 2024 по собственным расчетам на основе данных TIC. В эти расчеты включены гособлигации США, MBS и агентские бумаги.
В значительной степени чистый приток иностранного капитала обеспечивает Европа – 797 млрд, среди которой страны ЕС – 503 млрд, а Еврозона – 446 млрд.
В Европе крупнейшие чистые поставщики капитала в США: Ирландия – 181.1 млрд, Великобритания – 146.6 млрд, Франция – 126.3 млрд, Люксембург – 106.5 млрд, Норвегия – 90.8 млрд, Швеция – 41.2 млрд, Швейцария – 40.1 млрд, Германия – 19.1 млрд и Нидерланды – 16 млрд, а остальные меньше 15 млрд.
Офшоры является системообразующим звеном в поддержке американской финансовой системы, при этом до конца не понятно, являются ли эти деньги американскими, например, проводки через американские транснациональные корпорации?
Офшоры консолидировали невероятные 493 млрд чистого притока, где особую активность проявили Карибы – 241.1 млрд и Каймановы острова – 214 млрд.
Есть основание полагать, что из европейских офшоров (Ирландия и Люксембург) в значительный степени приток денег из Ирландии является американскими деньгами, причем напрямую, т.к. многие бигтехи парковали кэш именно в Ирландии, оптимизируя налогообложение.
Вне Европы и вне офшоров крупным поставщиком капитала в США являются: Сингапур – 128.5 млрд, Тайвань – 53.6 млрд, Гонконг – 44.4 млрд, Австралия – 35.3 млрд, Корея – 32.6 млрд, Мексика – 26.6 млрд, Израиль – 24.7 млрд и Индонезия – 20 млрд, а остальные меньше 20 млрд за 11м24.
Кто является основным чистым продавцом американских ценных бумаг? Китай – 153.5 млрд, Канада – 97.5 млрд (из-за крупных продаж акций, тогда как в облигациях значительные покупки на 55 млрд), Япония – 46 млрд (валютные интервенции), Бельгия – 27.7 млрд (частично шлюз китайских денег), ОАЭ – 14 млрд. В совокупности все продавцы обеспечили около 360 млрд продаж.
Что в этих данных любопытно? Крупнейшие нефтеэкспортеры для США больше не имеют значения, тогда как в 2004-2012 были крупными покупателями трежерис, а в 2012-2015 покупали акции в основном через ближневосточные фонды.
Все страны, с которыми у США натянутые геополитические и/или экономические отношения не оказывают никакого влияния на устойчивость американской финансовой системы и не представляют стратегического интереса для США в контексте аккумуляции спроса на американские ценные бумаги.
Однако, особо выделяется Китай, который является крупнейшим продавцом более, чем на 150 млрд за 11 месяцев 2024, но даже масштаб Китай не так значителен для балансировки денежных потоков, т.к. один офшор в виде Карибов с запасом перекрывает китайские продажи.
Наибольший вклад в устойчивость американской финсистемы вносят офшоры и несколько европейских стран (Великобритания, Франция и Норвегия).
В прошлую каденцию Трампа чистый приток капитала в США был отрицательным. Учитывая, как Трамп агрессивно ведет себя на внешнеполитической арене (в первую очередь в торговой политике), есть основания полагать, что и в этот раз будет не лучше. Это означает, что может образоваться разрыв между ошеломляющей потребностью в привлечении инвестиции и реальными возможностями и/или интересами, которые будут снижаться.