Так ли силен и устойчив потребительский спрос в США?
Так ли силен и устойчив потребительский спрос в США?
Основа устойчивости американской экономики – потребительские расходы на товары и услуги, составляющие свыше 20 трлн (!) в год.
Расходы на товары и услуги с учетом инфляции выросли на 0.28% м/м в ноябре (годом ранее в это же время росли на 0.43%), за три месяца среднемесячный темп составил 0.31%, за полгода – 0.26%, с начала года – 0.21% vs 0.27% за 11м23.
Темп роста сократился на четверть, хотя со второй половины года есть небольшое ускорение и выход к темпам, которые наблюдались в 2023.
Несмотря на замедление роста расходов с начала года, среднемесячные темпы остаются сопоставимыми со среднесрочной нормой (0.21% в 2017-2019) и долгосрочной нормой (0.2% в 2010-2019), т.е. вернулись к «естественному» тренду роста.
Рецессии и тем более кризиса пока не просматривается, спрос остается очень высоким.
За счет чего удается держать высокое потребление? Низкая норма сбережений, усиление госстимулов и высокие темпы роста зарплат.
Норма сбережений составляет 4.4% (в денежном выражении примерно 970 млрд в год) после масштабного пересмотра данных, что позволило «нарастить» сбережения статистическими манипуляциями более, чем на 1 п.п или около 0.3 трлн.
Норма сбережений за 3м – 4.74%, за 6м – 4.43%, за 11м24 – 4.79% vs 4.74% за 11м23, но это намного ниже сбережений в 2017-2019 (6.5%) и в 2010-2019 (6.15%).
Чистые госстимулы в % от доходов с учетом взносов с ФОТ составляют минус 5.5% (за 3м – 5.53%, за 6м – 5.54%, за 11м24 – 5.59% vs 5.7% за 11м23 и 6.6% в 2017-2019).
Что значит минус по госстимулам? Совокупные изъятия налогов и всех видов сборов, которые поступают со счетов населения и аффилированных с населением структур (выплаты компаний с фона оплаты труда) на счета расширенного правительства БОЛЬШЕ, чем совокупные прямые адресные выплаты с госсчетов в пользу населения по всем программам. Учитываются только прямые денежные переводы и трансферты в пользу населения (пенсии, пособия, дотации , выплаты по медицинское страховке и т.д.).
Чистые госстимулы позволяют понять меру стимулирующих программ. На графике видно, что в 2020-2021 чистые госстимулы резко ушли в положительную область впервые в истории (вертолетные деньги в COVID).
До кризиса 2008 чистые госстимулы были около минус 10% от доходов по сравнению с 5.5% сейчас. Как это интерпретировать? Государство сейчас напрямую дотирует население на 4.5% от доходов ежегодно в сравнении с 2007-2008, как через прямые трансферты, так и более щадящую налоговую нагрузку.
Фискальная политика становится все более стимулирующей, даже в сравнении с 2013-2019.
Основой под сильный потребительский спрос являются зарплаты (составляют 58% в структуре располагаемых доходов), которые растут на 0.46% м/м в ноябре с учетом инфляции, за 3м – 0.32%, за 6м – 0.24%, за 11м24 – 0.27% vs 0.27% за 11м23 и нормой на уровне 0.25% в 2017-2019 и 0.22% в 2010-2019.
Располагаемые доходы в реальном выражении выросли всего на 0.15% м/м в ноябре, за 3м – 0.28%, за 6м – 0.16%, за 11м24 – 0.22% vs 0.4% за 11м23 и в сравнении со среднесрочной нормой 0.25% и долгосрочной нормой 0.21%.
Темп роста располагаемых доходов почти вдвое ниже, чем в 2023, но соответствует долгосрочному тренду.
Потребительский спрос остается сильным, сбережения вблизи исторического минимума, госстимулы расширяются, зарплаты растут чуть выше исторического тренда, а располагаемые доходы немного ниже тренда.
Пока ничего ужасного в данных нет, но рост спроса менее выраженный, чем в 2023, а избыточные сбережения, сформированные в 2020-2021, уже нейтрализованы.
Сейчас все зависит от способности государства субсидировать спрос и от тенденций в фонде оплаты труда.