ЦБ РФ неожиданно оставил ставку на уровне 21%, риторика смягчена
Произошла существенная трансформация риторики Банка России.
На заседании от 25 октября:
Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании.
На заседании от 20 декабря:
C учетом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жесткость ДКУ формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос. Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании.
На прошлом заседании:
Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты.
На этом заседании:
Банк России исходит из объявленных параметров бюджетной политики. Ее нормализация в 2025 году будет иметь дезинфляционный эффект.
Ранее в октябре:
На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных.
Теперь:
На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных, хотя выросли отдельные дезинфляционные риски.
И это при том, что инфляция с октября значительно выросла с продолжением устойчивого разгона в декабре.
Одним из аргументов в пользу сохранения ставки был фактор ужесточения ДКУ. Об этом я писал здесь и здесь.
В экономике сформировались жесткие ДКУ, которые должны обеспечить замедление инфляции в ближайшие кварталы. С октябрьского заседания ДКУ ужесточились даже сильнее, чем вытекало из изменения ключевой ставки.Этому способствовали автономные от денежно-кредитной политики факторы (ужесточение требований к капиталу банков и условий банковского кредитования).
По оценке Банка России, с учетом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жесткость ДКУ формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели.
Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным, темп роста в октябре-ноябре остается на уровне 3кв24.
В октябре — ноябре текущий рост цен с поправкой на сезонность составил в среднем 11.1% в пересчете на год.
Недельные данные в декабре указывают на сохранение повышенного инфляционного давления, что в том числе связано с произошедшим ослаблением рубля.
Рынок труда в рекордном дефиците, зарплаты растут быстрее производительности труда.
Инфляционные ожидания продолжают расти, усиливая инерцию устойчивой инфляции.
Рост процентных ставок поддерживает высокую склонность экономических агентов к сбережению.
Охлаждение кредитной активности уже охватывает все сегменты кредитного рынка. В ноябре рост розничного кредитования практически остановился. Впервые с начала 2024 года значительно замедлился рост корпоративного кредитования.
В итоге:
Нам требуется время, чтобы оценить устойчивость охлаждения кредитования и подстройку экономики к новым условиям. Поэтому мы взяли паузу в повышении ключевой ставки.
Это, пожалуй, самый сильный разворот Банка России за последние 1.5 года. С августа 2023 Банк России последовательно ужесточал риторику, до рынка это доходило не сразу, было множество попыток корректировки коммуникационного канала с рынком.
Впервые за все время с октября рыночные условия начали сильно отклоняться вверх от фактических параметров ДКП – рынок поверил в жесткость Банка России.
Внезапная пауза от Банка России, хотя на протяжении 1.5 лет Банк России действовал строго жестче, чем ожидал рынок, теперь наоборот. Этому есть макроэкономическое, финансовое обоснование, так и возможные аппаратные интриги (за последние 3 месяца было беспрецедентное давление на Банк России со стороны промышленных групп и лоббистом смягчения).