Сущность крипторынка
Думаю, многие не осознают или не до конца понимают, основной сущностью крипторынка является перераспределение ликвидности от лохов (широкого круга участников) к криптобиржам/организаторам инфраструктуры крипты, маркетмейкерам/провайдерам ликвидности, крупным участникам и эмитентам токенов.
Уже перераспределили более 25 млрд за месяц только на принудительных ликвидациях.
Крипторынок не создает внутренней экономической ценности (как, например, компания, производящая товары или услуги), и в целом не генерирует добавленную стоимость для экономики за исключением инфраструктуры, существующей, как «вещь в себе».
Блокчейн технологий - это совсем другое (иная парадигма взаимодействия в цифровом мире), я же касаюсь крипто токенов и криптоактивов с рыночным ценообразованием.
Крипторынок – это своего рода глобальная децентрализованная сеть для замыкания и перераспределения избыточной ликвидности. Обороты торгов вполне показательны.
Концепция 24/7 без привязки к конкретной географической точке или нац.валюте создает условия для постоянного перелива капитала между разными участниками – цифровое казино.
В этом есть огромные плюсы – ни один актив в мире не имеет волатильности, которая вшита в крипторынок. Волатильность обусловлена отсутствием ценности плюс высокой маржинальной нагрузкой рынка, когда нет возможности для удержания позиций, что создает импульсы, тогда как триггеры обычно создаются экзогенными факторами, часто манипулятивными.
Участники рынка покупают и продают токены не для владения, а для попыток получения прибыли на курсовых разницах, чисто спекулятивная концепция, но в этом и заключается привлекательность крипты.
Паттерны психологии и распределения ликвидности не меняются, поэтому принцип «Pump & Dump» является основным, когда после накопления происходит вынос, далее распределение и обратное движение. Так повторяется до бесконечности.
Ценность крипторынка близка к нулю. Капитализацию почти в 4 трлн создает открытый интерес (фактически доступная и распределенная «живая» ликвидность в рынке широкого круга участников) + ожидания получения доходности. Это из области психологии денег.
В отличие от традиционного бизнеса, где за акцией стоит поток товаров и услуг, прибыль, производственные мощности и бренд, большая часть криптомонет не предлагает ничего, кроме спекулятивной надежды.
Сам факт участия множества агентов создает фальшивое ощущение ценности. Это напоминает схему, где ценность есть функция количества верующих в неё, а не результат реальной хозяйственной деятельности плюс эффект ликвидности.
В реальной экономике при оценке стоимости активов есть множество инерционных показателей: объекты инфраструктуры, производственные линии, контракты, патенты, материальные ресурсы, человеческий капитал. Эти факторы не испарятся за ночь, и цена компаний/активов не может упасть до нуля, не учитывая их «базовую» полезность.
В криптоиндустрии таких инерционных факторов обычно мало или они сомнительны. Проекты со скромной или неочевидной функциональной ценностью легко могут рухнуть почти до нуля просто из-за изменения настроений рынка.
Вторая сущность рынка – инфраструктурная. Децентрализованные финансы и транзакционные операции вне контура традиционных финансов, минимизируя цепочку посредников и регуляторов.
По сути, крипта нужна для обхода санкций, нелегальных и теневых операций и для проектов, которые не могут быть запущены в рамках традиционного фиатного контура.
В обычной жизни почти нет сценариев использования крипты, есть только вы не в стране, обложенной санкциями и изолированной от международного рынка капитала.
Есть стейблкоины для упрощения расчетов и консолидации ликвидности, есть токены инфраструктурных протоколов (например, Ethereum, Solana, AVAX), где взымаются комиссии за транзакции, а есть токены децентрализованных финансовых (DeFi) протоколов, где возможны операции кредитования/фондирования вне контура финансовой системы. Плюс всякая ерунда типа NFT или Utility Tokens.
Но зачем США взялись за крипту? В следующем материале…