Невероятно дорогая логистика в России
Индекс тарифов на грузовые перевозки в России растет рекордными темпами. В 2022 цены выросли в среднем на 28.4% г/г, в 2023 рост цен составил 16.5% г/г, за 10м24 цены уже выросли на 17% г/г с явной эскалацией (в октябре цены растут на 20%).
Если в моменте сравнить цены в окт.24 к окт.21, рост составил почти 69% за три года!
С 2011 по 2021 включительно среднегодовой рост был всего 5.7%, с 2022 в среднем 21% за год.
Конца этому нет, в 2025 ожидается очередной околорекордный разгон цен, ФАС уже утвердила индексацию тарифов на ЖД перевозки на 13.8%.
Учитывая высокую базу сравнения в 2024, если в следующем году цены вырастут на 20% (все идет именно к этому), за четыре года цены удвоятся! Формируется некая «норма», ежегодный рост цен на 20% и более.
Индекс тарифов на грузовые перевозки, рассчитываемый Росстатом, отражает изменение тарифов на перевозку грузов различными видами транспорта без учета изменений в структуре перевезенных грузов. Этот индекс охватывает следующие виды транспорта:
• Железнодорожный транспорт: международное, междудорожное и внутридорожное (местное) сообщения.
• Трубопроводный транспорт: перекачка нефти, нефтепродуктов и транспортировка газа.
• Морской транспорт: заграничное и каботажное плавание.
• Внутренний водный транспорт: заграничное и внутреннее плавание.
• Автомобильный транспорт: международное, междугородное, внутригородское и пригородное сообщения.
• Воздушный транспорт: международные и внутренние линии.
Причины роста тарифов аномально высокими темпами?
Рост цен на транспортные средства и обслуживание в связи с санкциями, которые затруднили ввоз импортной техники, обслуживание существующей техники, а импортозамещение затруднено из-за дефицита производственной базы, отсутствия необходимой плотности промежуточной продукции, в основном поставляемой ранее из недружественных стран.
Изменение логистических цепочек и санкции: переориентация с Запада на Восток «сама себе не переориентирует». Инфраструктура, которая выстраивалась более полувека, оказалась невостребованной, а новую создать дорого, долго и сложно, плюс возросло транспортное плечо в несколько раз.
Дефицит кадров в транспорте и общая инфляция в экономике, сюда же можно включить рост цен на топливо и электроэнергию.
Логистика занимает важную часть в структуре стоимости товаров и услуг, поэтому рост цен в темпах свыше 20% в год формирует стартовую базу для общеэкономической инфляции. Спираль самоподдерживающего роста цен.