Массированный уход в риск
Не только в акциях безумие, но и рынок корпоративных облигаций существенно деформирует риск-факторы в системе.
Спрэды корпоративных облигаций различного качества относительно трежерис сопоставимой доходности достигли исторического минимума.
Вот, как это выглядит сейчас и как это было раньше по собственным расчетам на основе данных торгов:
• Спрэд между пулом облигаций крупнейших американских компаний рейтинга AAA и трежерис сопоставимого срока в диапазоне 1-5 лет: 1 п.п в 2010-2019, 1 п.п в 2016-2019, в 1.23 п.п в период монетарного бешенства 2кв20-1кв22 и 0.03 п.п сейчас (далее в указанной последовательности).
• Спрэд между корпоративными облигациями рейтинга AA и трежерис: 1.02 / 0.85 / 1.16 / и 0.17 п.п сейчас.
• Спрэд между корпоративными облигациями рейтинга BBB и трежерис: 2.22 / 1.79 / 1.84 и всего 0.78 п.п сейчас.
• Спрэд между корпоративными облигациями рейтинга BB и трежерис: 3.42 / 2.66 / 3.04 и 1.39 п.п сейчас.
Спрэд корпоративных облигация рейтинга AAA/AA несколько раз возвращался к нулю или даже в отрицательную зону: в середине 2007, в янв.10, апр.11, май.19, дек.19, июн.22, ноя.22 и мар.23.
Помимо усиления склонности к риску, это также сопровождалось пертурбациями на рынке трежерис (лимиты по долгу, недостаток спроса под крупные размещения, отток нерезидентов и т.д).
Нормализация спрэда происходила, как правило, на фоне снижения доходностей трежерис – цикл перераспределения ликвидности из других классов активов в трежерис.
Однако, еще никогда в истории торгов, по крайней мере, за 25 лет, спрэд с корпоративными облигациями рейтинга BBB/BB не был так низок, как сейчас.
О чем это может говорить и какие выводы можно сделать?
Недооценка кредитного риска: инвесторы недооценивают риск дефолта корпоративных эмитентов, что абсолютно немыслимо в цикле жесткой ДКП на фоне обострения долговых проблем и деградации качества заемщиков.
Искажение ценовых сигналов: искусственно низкие спрэды могут привести к неправильному распределению капитала и искажению рыночных механизмов оценки риска.
Увеличение низкокачественного корпоративного долга: рекордно низкие спрэды могут стимулировать бизнес занимать на открытом рынке, а не у банков, увеличивая долг, который они с высокой вероятностью не смогут оплатить в будущем.
Повышение системных рисков: риск дестабилизации долговых рынков при резком развороте тренда.
Исторический опыт показывает, что резкая декомпрессия спрэда происходит почти всегда в условиях устойчивой недооценки риска (так было в 2007 и так было в 2019) и почти всегда это сопровождается ростом волатильности и кризисом.
В нормальных условиях экономического спада и усиления рисков инвесторы требуют более высокой премии за риск, что приводит к расширению спрэда между казначейскими облигациями США и корпоративными облигациями рейтинга BBB/BB.
Однако наблюдается парадокс: несмотря на рост корпоративных дефолтов, дефицит ликвидности, экономическую стагнацию и жесткую денежно-кредитную политику, спрэды находятся на рекордно низких уровнях.
Это явление может свидетельствовать о серьезных искажениях на финансовых рынках и является признаком терминального идиотизма и невменяемости, что и видно по рынку акций.
P.S. Анализ отчет по ВВП США будет завтра.