Изменение покупательной способности доходов россиян
Изменение покупательной способности доходов россиян
Зарплаты за 10 лет выросли в 2.9 раза по номиналу, доходы примерно сопоставимо, но и цены выросли существенно.
Самые непротиворечивые категории – это продукты, топливо и коммунальные услуги, т.к. в этих категориях качество и тип продукции относительно статичны и меньше подвержены манипуляциям.
В других категориях избыточное ценовое расширение можно «подавлять» через снижение качества, заменяя производительное и высококачественное оборудование на более низкий ценовой сегмент, чтобы сдерживать инфлирование (например, процессор Intel i7 заменить на i3 вдвое или втрое дешевле – все также компьютер, ну и какая разница, что втрое ниже производительности, зато дешевле!).
В одежде и обуви ценовой спектр безграничный – всегда можно подобрать товар в любом ценовом диапазоне в той же категории (джинсы от 1.5 до 15 тыс руб с незначительной вариацией качества).
Продукты и коммунальные услуги имеют плюс-минус статичные характеристики и однородную структуру, поэтому проще сравнивать в длительных временных тайм-фреймах.
При сравнении среднегодовых среднедушевых доходов за 2023 к 2013 получается, что покупательная способность выросла в очень ограниченном наборе продуктовых товаров:
Свинина – 30.3%, куры – 8.3%, масло подсолнечное – 18.8%, соль – 18.4%, мука пшеничная – 7%, картофель – 34%, капуста – 3.7%, свекла – 38.7%, морковь – 19.9%, огурцы – 9.2%, яблоки – 8.4% и виноград – 3.2%.
Зависимость прослеживается – отечественные продукты с минимальной концентрацией импорта, низкой глубиной переработки и самые дешевые.
Например, доступность мяса в более дорогом сегменте (говядина и баранина) снизилась на 3.3 и 0.2% соответственно за 10 лет.
Производные из пшеничной муки (макаронные изделия) и даже хлеб снизились в доступности в среднем на 9% за 10 лет.
Продукция с высокой концентрацией импорта (бананы и орехи) снизились с доступности на 27 и 44% соответственно.
Достаточно скверно обстоят дела с маслом сливочным – падение покупательной способности на 35% и это до повышения цен в 2024, столько же снизился в доступности чай, рис – на 28% меньше можно было купить в 2023, чем в 2013, а сыры на 26% меньше.
Полный список в таблице.
По коммунальным услугам все относительно ровно, индексация идет плюс-минус на уровне инфляции и в долгосрочных темпах роста доходов, здесь разброс минимальный.
В таблице справочно приведены данные за 1П23 и 1П24. Сравнивать с ретроспективой нельзя из-за очень высокой сезонной компоненты в продуктах, нужно только в сопоставимом сроке (по году) сравнивать.
Данные Росстата показывают, что даже несмотря на бурный рост доходов с 2022, покупательная способность снизилась за 10 лет, улучшение только в дешевых категориях с низкой глубиной переработки (картофель, капуста, свекла и т.д).
Фактор инфляции имеет значение, даже официальная статистика показывает опережающий темп роста цен.