Почему Банку России не удается справиться с инфляцией?
Почему Банку России не удается справиться с инфляцией?
Цикл ужесточения ДКП начался с авг.23 и вот уже год ставка находится в зоне выраженно ограничительной политики (ставка свыше 15%) и впервые с 2002 ставка достигла уровня 21%, но явного дезинфляционного эффекта нет, а инфляция снова пытается вырваться из-под контроля.
Что не так с ДКП?
Следует понимать, что инфляция в России не носит чисто монетарную природу.
Что такое монетарный фактор инфляции? Избыточное расширение циркулируемой денежной массы в экономике сверх возможностей по покрытию денежной массы предложением товаров и услуг в совокупности с перегретыми инфляционными ожиданиями (часто сопровождается подрывом доверия к ЦБ).
Другими словами, когда рост количества денег превышает возможности экономики по обеспечению этого увеличения соответствующим объемом товаров и услуг.
Циркулируемая денежная масса – та часть ликвидности, которая уходит в оборот, а не вся денежная масса.
Подрыв доверия к ЦБ (тесно связан с инфляционными ожиданиями) всегда сопровождается бегством в иностранную валюту/активы (масштабная девальвация нацвалюты) и выбросом денежной массы в экономику
(рост скорости обращения кратно выше возможностей по абсорбированию денежной массы через увеличение предложения товаров и услуг). Подрыв доверия к ЦБ почти всегда приводит к гиперинфляционному сценарию.
Именно поэтому Эльвира и компания монетаристов в ЦБ настолько ультимативно жестко проводят ДКП (значительно выше ожиданий участников рынка), не считаясь с потенциальными экономическими потерями (обанкроченный бизнес можно восстановить, а восстановление доверия к ЦБ займет многие годы).
Инструменты у ЦБ крайне ограничены: ключевая ставка, норма обязательных резервов, нормативные требования по стандартам выдачи кредитов и требования к капиталу банков (макропруденциальные инструменты), операции на открытом рынке, инструменты рефинансирования, валютные интервенции, коммуникационная политика с рынком (пресс конференции, отчеты и т.д с обещаниями ужесточить так, что мало не покажется).
Что может сделать ЦБ? Замедлить или остановить кредитную активность экономических агентов и «связать» денежную массу через актуализацию сберегательной модели (снизить скорость обращения денег), управляя инфляционными ожиданиями через фактическую ДКП и проекцию ДКП в рамках вербальных интервенций с рынком.
Инфляционные ожидания в иерархии приоритетов стоят выше фактической инфляции.
Кредитный импульс с точки зрения потребительской экспансии не носит доминирующий характер в контексте поддержки инфляционного давления, не менее важно – экономическими методами ограничить потребительские расходы через актуализацию сберегательной модели потребления
Кроме доходности по депозитам у ЦБ больше нет решения.
Циркулирующая денежная масса чаще всего соответствует агрегату M1, включающему наличные деньги и средства на счетах до востребования, тогда как задача ЦБ вывести ликвидность из M1 на срочные счета, что и происходит с осени 2023 (почти год) – это и называется «связывание, сковывание» денежной массы.
Так что не так с ДКП? Монетарный фактор инфляции лишь один из триггеров инфляции, но не основной. В следующем материале )