Непрерывное расширение государственных долгов
Непрерывное расширение государственных долгов
Проблема расширения госдолга не только в США присутствует, практически все крупные страны мира на траектории расширения гособязательств относительно размера экономики, за очень редкими исключениями (Германия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Ирландия), где долговая нагрузка сокращается.
США действительно находятся в привилегированном положении, т.к. имеют способность привлекать мировой капитал для финансирования собственных кассовых разрывов, но как быть с другими странами?
Избыточный дефицит в США эквивалентен снижению способность распределения избыточной мировой ликвидности по альтернативным точкам приложения капитала (например, финансирование государственных долгов других стран, кроме США в рамках трансграничного распределения капитала).
В условиях, когда США, подобно черной дыре, засасывает всю свободную ликвидность, другие страны вынуждены использовать либо национальные ресурсы, либо печатный станок.
Использование внутренних ресурсов компенсирует чистый бюджетный импульс в рамках расширения госдефицита, т.к. используются национальные сбережения, которые могли бы пойти на выкуп частных активов.
Использование печатного станка (монетизация госдолга за счет эмиссии центрального банка) всегда путь в один конец – неуправляемое расширение инфляции, девальвация нацвалюты, подрыв основы национальной финансовой системы со всеми вытекающими последствиями.
Есть еще третий вариант (для развивающихся стран) – крупные международные кредиты, как правило от Всемирного банка или МВФ на кабальных условиях с прямым подрывом суверенитета и снижением долгосрочной устойчивости.
Расширение госдолгов делает дефицит бюджета практически перманентным, а следовательно, и процесс расширения госдолга также становится «бесконечным», т.к. по мере роста долга растут процентные расходы (особенно в условиях цикла ужесточения ДКП).
Это требует увеличения налогового бремени, что дестимулирует экономическую активность и снижает инвестиционный потенциал частного сектора, что в свою очередь требует расширения госрасходов, как компенсацию выпадения частного сектора из экономической активности. Больше госрасходов – выше дефицит.
Расширение долгов при снижении способности к обслуживанию обязательств приводит к снижению кредитных рейтингов, подавляя приток международных инвесторов, т.к. инвестиционные группы привязаны к кредитным рейтингам.
Дефицит внешнего финансирования -> ползучее подпечатывание, а далее по известной спирали (инфляция, девальвация), что вновь требует участия государства для стабилизации ситуации.
Выпутаться из порочной спирали непрерывного расширения госдолгов становится очень сложно, что повышает уязвимость к внешним шокам, ограничивает фискальную гибкость, снижает инвестиционную привлекательность и повышает риски дефолта и долгового кризиса.
Среди крупных стран госдолг (консолидированного правительства) свыше 100% стабилизировался в Японии – 251% от ВВП, Италии – 137%, США – 121%, Франции – 112%, Канаде – 106%, Великобритании – 102% и это намного выше, чем было в 2019 (см.таблицу).
К 100% приближается Китай – 90%, Бразилия – 88%, Египет – 91%.
В России госдолг самый низкий в мире – около 20%, причем полностью перекрывается резервами, но даже так, Минфин РФ сталкивается с трудностями в размещении ОФЗ, сильно отклоняясь от плана (частично это связано с нежеланием Минфина размещаться по высоким ставкам).
С 2022 Россия отсечена от внешнего рынка капитала, причем нет инвестиций даже от нейтральных стран, поэтому полагаться приходится исключительно на внутренние ресурсы.
Пример с Россией показывает, что имея исключительную и образцовую долговую устойчивость, можно испытывать проблемы в финансировании даже ничтожно малого по мировым меркам дефицита бюджета (до 2% от ВВП).
Что касается остальных стран, процесс расширения госдолгов не может продолжаться вечно. Учитывая, что с 2019 госдолги выросли, свободные ресурсы сокращены, мировой капитал концентрируется в США, а дефицит только расширяются, следует ожидать проблем в обслуживании долгов и подсветки темы долгового кризиса.