Отчет Tesla за 3 квартал 2024
Отчет Tesla за 3 квартал 2024
Выручка Tesla стагнирует почти два года после завершения периода активной экспансии в 4кв22.
Всего за 6 лет (2017-2022) выручка выросла более, чем на порядок с 7 до 81.5 млрд за год, но с 4кв22 (24.3 млрд) прогресса нет, т.к. среднеквартальная выручка за последние 12 месяцев составила 24.3 млрд, а в 3кв24 – 25.2 млрд.
Из истории роста и агрессивной экспансии Tesla вызрела в компанию, находящуюся в поиске новых драйверов роста. Это не компания стоимости, стабильно платящая дивы или байбек, т.к. Tesla на эти цели не потратила ни одного доллара, наоборот – активно размещает акции на рынке, размывая долю акционеров (с 2019 количество акций в свободном обращении выросло на 35%).
Tesla все деньги реинвестирует в развитие (правильно делает, в отличие от безумной политики байбеков на сотни миллиардов, как у Apple), но только с развитием пока как то не получается.
Активная конкуренция с Китаем, рост себестоимости производства и исчерпание хайп генератора по электромобилям привели к тому, что автомобильный сегмент Tesla сокращается, что вынуждает компанию демпинговать.
Годовая выручка в авто сегменте достигла максимума в 4кв23 на уровне 82.4 млрд и снизилась на 4.4% к 3кв24, в 3кв22 – 66.1 млрд, в 3кв19 – 20.8 млрд, а в 3кв17 – 8.8 млрд.
Но Tesla превращается в коммунальную-электроэнергетическую компанию, активно торгуя энергией.
Сегмент выручки «Energy and Storage Revenue» у Tesla включает доходы от продажи и установки систем хранения энергии и решений в сфере возобновляемой энергии. Этот сегмент состоит из нескольких ключевых компонентов:
Солнечные панели и солнечные крыши (Solar Panels and Solar Roofs);
Системы хранения энергии (Energy Storage): Это устройства, такие как Powerwall (для частных домов), Powerpack и Megapack (для коммерческих и промышленных объектов);
Энергетические услуги (Energy Services): Включает в себя управление энергией, услуги по установке, техническому обслуживанию и другим аспектам энергосетей.
В энергетическом сегменте выручка достигла 8.5 млрд за год – абсолютный максимум vs 5.9 млрд в 3кв23, 3.3 млрд в 3кв22, 1.8 млрд в 2019-2020 и всего 0.9 млрд в 3кв17.
Есть еще сегмент «Services and Other Revenue», включающее в себя: обслуживание автомобилей, поддержка и продажа автомобилей с пробегом, лизинг и аренда, доходы от страхования, платные ИТ услуги в авто и продажа фирменной продукции Tesla.
В услугах и прочей выручки генерируется 9.9 млрд vs 7.8 млрд в 3кв23, 5.5 млрд в 3кв22, 1.8 млрд в 3кв19 и 1 млрд в 3кв17.
Что касается прибыли, по операционной прибыли компания стабильно вышла из убытков в конце 2019 и сейчас генерирует до 8.2 млрд прибыли за год, но это значительно меньше, чем пиковая прибыль в конце 2022 – 13.7 млрд в связи с ростом издержек за последние два года.
Чистая прибыль 12.7 млрд за год из-за налогового возврата на 5.8 млрд в 4кв23, а очищенная от госсубсидий чистая прибыль около 7 млрд vs почти 13 млрд на пике в 2022.
Чистая маржинальность Tesla не очень высокая – ближе к 7-8%, если исключить иррегулярные статьи и субсидии. Годовую выручку в 100 млрд еще не успели набрать, пока что 97.2 млрд.
Учитывая структуру бизнеса, потенциал прибыли вырисовывается не сильно выше 10 млрд и даже с падением капитализации в этом году, Tesla очень дорогая с потенциальным P/E свыше 70.