Устранение разрыва между развитыми и развивающимися странами
Основная гипотеза заключается в том, что высокие долгосрочные темпы роста экономики могут поддерживаться только на низкой базе, форсируемые в том числе за счет демографического фактора (высокие темпы роста населения).
По мере достижения порога зрелости препятствием для роста являются ресурсные, технологические, структурные и институциональные ограничения.
Например, сейчас одни из самых высоких темпов роста демонстрируют Бангладеш, Вьетнам и Эфиопия, однако Эфиопия (9.3% в среднем за 20 лет) никогда не станет Германией (1.3% роста в среднем за 20 лет) по уровню развития, несмотря на то, что разрыв в темпах роста достигает 8 п.п.
Через 10 лет разрыв в росте на уровне 8 п.п. приводит к сокращению отставания в развитии в 2.15 раза, через 20 лет – в 4.7 раза, а через 30 лет – в 10 раз!
По мере достижения порога зрелости темпы роста неизбежно снизятся:
Инфраструктурные ограничения: недостаточное развитие транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры, низкий уровень урбанизации.
Экономическая структура с низкой диверсификацией и низкой концентрацией отраслей с высокой добавленной стоимостью.
Технологическое отставание и низкий уровень человеческого капитала, что неизбежно отражается на низком уровне производительности труда и низким показателем глубины и емкости экономики.
Институциональные ограничения – слабое развитие финансовых институтов, системы государственного управления, правовой системы, отсутствие политической стабильности и так далее.
Ресурсные ограничения и сильная зависимость от иностранных инвестиций, технологий и ресурсов.
Практически каждый пример высокого темпа роста развивающиеся страны есть следствие участия в проекте развития, условного, сюзерена (СССР до 90-х годов, США и коллективный Запад или Китай).
Например, быстрый подъем Вьетнама, Бангладеша и Эфиопии последние 20 лет обусловлен интеграционными процессами с Китаем, а высокий темп роста стран Восточной Европы после коллапса СССР обусловлен интеграционными процессами с США и прежде всего с развитой Европой.
В свою очередь, быстрое развитие Китая с 1980 по 2010 обусловлено глобализацией и интеграционными процессами с США и союзниками. Это же относится к Японии и Кореи с 50-60-х годов 20 века.
Развитие Африки и Ближнего Востока с 1970 по 1990 обусловлено интеграционными процессами с СССР и так далее.
Южная Америка исторически интегрирована в экономические связи с Северной Америкой (США и Канада).
Механизмы поддержки "сюзерена" в рамках центра силы или распределенного влияния:
• Контролируемая передача технологий и компетенций (эффективно воспользоваться сумели только Китай, Япония и Корея)
• Доступ к рынкам сбыта
• Инвестиции и финансирование
• Политическая поддержка
• Интеграция в глобальные производственные цепочки
• Доступ к образовательной системе
• Доступ к производственным ресурсам.
Проблема в том, что такая модель предполагает определенного порога развития, выше которого прыгнуть можно только в рамках собственных трансформационных возможностей и суверенизации экономики.
Но для суверенизации необходим, как минимум, емкий внутренний и/или внешний рынок сбыта, поэтому Китай смог.