Важная тема вновь поставлена по поводу вялотекущей демографической катастрофы.
Она все-таки требует глубинных решений.
Если за счет миграции граждан бывших союзных республик и таким образом начать собирание исторической России, то в нынешних реалиях достаточно утопичный проект, хоть и решаемый. Сейчас не происходит включенности мигрантов в единую цивизационную общность. И такой задачи никто не ставит. Для них Россия, по сути, вахтовый поселок. Впрочем, и для рабочей силы внутри страны обозначен такой же вектор вахтового восприятия территории.
К этому вахтовому поселку нет никакой привязки, он не магнитит ничем, кроме возможности получения заработка. В реальности для нынешних мигрантов есть их родина и райские кущи в виде Европы и Штатов. Россия лишь вокзал с вектором в ту или иную сторону. В нынешней системе капиталистических ценностных координат ситуацию едва ли возможно принципиально изменить.
Демография за счет пропаганды внутри страны больших семей. Но здесь также натыкаемся на ту же систему координат, которые и выкопали в стране демографическую яму. Поэтому на самом деле вопрос «зачем плодить нищету?» никуда не уходит, а припарки в виду маткапа принципиально не меняют ситуацию.
Традиционно большая семья – инвестиции в будущее ячейки общества, ребенок, вырастая, становится кормильцем и поддержкой в старости. Опять же проблемы демографии обозначились еще и до развала Союза, они шли вместе с процессами урбанизации. Сейчас урбанизация вылилась в ставку на агломерации. Так выгодно на короткой дистанции, а страна сейчас движется именно на таком дыхании. Зачем, к примеру, роддома в малых населенных пунктах, когда можно построить один перинатальный центр на регион? Подобная логика сейчас универсальна, что отмычка.
Ну, и к тем кормильцам: что у нас по проводу социальных лифтов, что с положением и статусом человека труда, он идет хозяином по своей стране или ощущает себя на дне социальной иерархии?
Можно сказать, что СВО создает социальные лифты и возможности проявиться. Но тоже так себе история. Она показала реальность расслоения общества, в котором СВО по преимуществу для тех же самых социальных низов, которым нечего ловить. Прочие вполне могут и игнорировать эту повестку, чтобы она не стала помехой заниматься «настоящими» делами. Да, лифты демонстрируются, но точечные и не факт, что этот процесс не будет купирован.
У человека до конца не возникает ощущение включенности в реалии своей страны, он давно уже не гегемон и, по сути, все еще отлучен от деятельного участия в ее судьбе. С ним могут играть, но все сводится в нечто близкое к давнему сюжету про ваучеры и инвест-фонды с завлекательной рекламой.
На самом деле абордажные крюки реалий, выкопавших ту саму демографическую яму, все еще сдерживают страну.