Сползание с нефтяной зависимости
Минфин РФ предполагает сокращение нефтегазовых доходов в 2025 году до 10.9 трлн руб по сравнению с 11.3 трлн руб в 2024, что по всей видимости, станет минимальной долей в современной истории России – всего 27.1% от совокупных доходов федерального бюджета в 2025.
С 2011 по 2014 года доля нефтегазовых доходов РФ составляла в среднем 50.3% от доходов бюджета, в период низких цен на нефть и первой волны санкций в 2015-2017 доля сократилась до 39.5%, минимальная доля за 20 лет была в 2020 – всего 28% на фоне обвала цен на нефть, падения экспорта и квот по ОПЕК+, а в 2021 доля составила 35.8%.
В 2022 доля нефтегазовых доходов выросла до 41.6%, в 2023 – 30.3%, а в 2024 может составить 31.3%.
Следует отметить, что снижение доли нефтегазовых доходов происходит при существенном росте совокупных доходов и сокращении дефицита бюджета – подобной комбинации не было с 1991 года. Обычно сжатие нефтегазовых доходов совпадало с расширением дефицита бюджета или падением доходов бюджета.
Минфин РФ прогнозирует дальнейшее снижение доли нефтегазовых доходов до 25.2% в 2026, т.е. зависимость от внешней конъюнктуры снижается.
Это означает, что у США и союзников становится меньше прямых рычагов воздействия на бюджетную систему РФ, т.к. глубина диверсификации экономики за 10 лет выросла, а нефтяные санкции оказались неэффективными.
Санкции могли бы сработать, если страхование, логистика, финансовое сопровождение и портовая инфраструктура были бы под полным контролем США и союзников, а основные покупатели российских нефтегазовых ресурсов (Китай, Индия, Турция) действовали бы в соответствии с протоколами США, но это не так.
Совокупные доходы федерального бюджета в 2025 ожидаются на уровне 40.3 трлн руб, что на 11.6% г/г выше, чем по плану в 2024 (36.1 трлн руб) и в 1.6 раза (!) выше доходов в 2021 (25.3 трлн).
Из 15 трлн руб прироста доходов за 4 года на нефтегазовые доходы приходится лишь 1.9 трлн или менее 13% от прироста доходов.
Минфину РФ удалось зациклить бюджетные денежные потоки внутри российского контура – все то, что поступает в экономику по разным статьям расходов бюджета так или иначе мультиплицируется и возвращается обратно через налоги и сборы.
Самое необычное в этом то, что значительная часть расходов бюджета условно «внеэкономическая», т.е. связана с обслуживанием госаппарата, процентными расходами и обороной.