Основные приоритеты государственного бюджета РФ в 2025
Если предположить среднюю инфляцию около 8% г/г в 2024 и 5% г/г в 2025, социальные расходы в соответствии с проектом бюджета 2025 обновят минимум, по крайней мере, за последние 15 лет и окажутся на 36% (!) ниже, чем в 2020 (максимум за 15 лет).
До 2023 года социальные расходы были самой крупной статьей расходов, но стремительно уступают первенство оборонным расходам.
На оборону и нацбезопасность потратят в 2025 почти 17 трлн руб vs 5.9 трлн в 2021. С учетом инфляции был установлен максимум за всю современную историю России и почти на 80% выше доконфликтного максимума в 2016.
С 2017 года оборонные расходы резко сократились с учетом инфляции и оставались низкими до 2021 (темп прироста незначительно опережал уровень инфляции), а с 2022 начался параболический рост, выходя на абсолютный и относительный максимум в 2025.
Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) остаются стабильными с 2021 и растут в соответствии с темпами инфляции. Текущая база является максимумом, как минимум, за 15 лет.
Расходы на человеческий капитал сокращались с 2012 по 2017 почти на 38% с учетом инфляции и последовательно начали расти с 2018 с резким выбросом в 2020 и закреплением положительного результата в 2021.
В 2025 расходы на человеческий капитал окажутся по планам на 86% выше, чем минимум в 2017, но лишь на 16% выше уровня 2012 года в реальном выражении.
Минфин РФ планирует резко нарастить расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 почти на 35% г/г или 1.8 трлн руб за счет удвоения расходов на ЖКХ (+919 млрд) и роста в 1.9 раза расходов на охрану окружающей среды (+436 млрд) при увеличении расходов на национальную экономику всего на 12% или +465 млрд.
С учетом инфляции расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 компенсируют сокращение 2022-2024, практически достигая максимума за 15 лет, установленного в 2021, оказываясь в 1.6 раза выше с учетом инфляции, чем в 2017-2019.
В целом, необоронные расходы без учета процентных и общегосударственных расходов стагнируют три года с 2023, что на 15% ниже, чем в 2021 (с учетом инфляции), но на 21% выше, чем в 2017-2019.
Общие расходы по всем позициям на 22-23% выше, чем в 2021 и на 55% выше, чем в 2017-2019 за счет вклада обороны и процентных расходов.