Принял участие в стратегической сессии по развитию «Почты России», которую провел Михаил Мишустин.
Глава кабмина отметил важность и значимость «Почты России», развитию и улучшение работы которой Президент и Правительство уделяют особое внимание. Увеличен уставной капитал компании, идёт масштабная программа по модернизации и ремонту отделений.
Как подчеркнул Михаил Мишустин, необходимо детально проанализировать промежуточные итоги модернизации «Почты России». Он заявил, что необходимо и дальше совершенствовать цифровые сервисы, но исключительно в интересах людей:
«Важно, чтобы все услуги оставались доступными в любой точке страны и не требовали от людей специальных знаний или оборудования.»
В своем выступлении я еще раз акцентировал внимание: модернизация и реформа «Почты» ни в коем случае не должны повлечь сокращение персонала и филиальной сети, особенно в сельской местности, где ее работа априори убыточна.
Надо честно признать: ситуация с «Почтой» все еще непростая. Несмотря на усилия государства и успехи новой управленческой команды, компания остается пока еще убыточной. Много нареканий и на качество ее работы, скорость доставки. В свою очередь, сами сотрудники жалуются на низкие (если не сказать мизерные) зарплаты, которые влекут текучку кадров. При том, что «Почта» — один из крупнейших работодателей страны.
По моему убеждению, успех «Почты» возможен только при нескольких условиях: меры господдержки (включая прямое субсидирование убытков) и получение монопольных прав по ряду направлений. (Ранее, например, мы настояли на передаче ей доставки пенсий). Об этом говорит и международный опыт.
Нигде в мире почта не может конкурировать с маркетплейсами и частными доставщиками. Национальный оператор (назначенный доставщик) обязан гарантировать доставку на всей территории страны, а для этого следует содержать большую и убыточную сеть.
Не надо стесняться признаваться в протекционизме по отношению к национальной госкомпании (100% «Почты России» принадлежат государству). Хотя бы потому, что почтальоны работают по всей стране, а частники - только там, где выгодно. Неважно, сколько жителей осталось в глухом селе, но почтальон туда все равно приедет. И в случае ЧП (наводнения, стихийные бедствия), письма и пенсии — тоже доставит «Почта».
Но при этом — «Почта», конечно, должна меняться, становясь современной, цифровизированной, удобной для людей, без рудиментов советского сервиса. Одно из озвученных мной предложений — создание МФЦ на базе сельских ОПС. Отделения должны предоставлять и весь спектр банковско-финансовых услуг. Важнейшая задача — и повышение зарплат почтальонам.
В качестве позитивного примера привел Самарскую область: мы – единственный регион, где принято решение доплачивать сельским почтальонам. Считаю, что этот опыт надо распространять на другие регионы, но, предусмотреть и встречные меры поддержки от федерального центра.
Разговор получился сегодня очень содержательный, глубокий и конкретный. Однако он не закончен. Работа над стратегическими подходами к развитию «Почты России» продолжается. Намерен и дальше принимать в ней самое активное участие.