Кто обеспечивает устойчивость рынка трежерис?
Объем гособлигаций США с учетом векселей по непогашенному остатку составил 26.9 трлн на 2кв24, что на 3.65 трлн больше уровня на 1кв22 (завершение QE и начало процедуры ужесточение ДКП).
Одновременно с ростом задолженности необходимо учитывать, что с июн.22 начался процесс сокращения баланса ФРС на 1.7 трлн (с 1кв22 по 2кв24), где трежерис реализовали на 1.32 трлн, а MBS на 0.38 трлн.
Нагрузка на рынок госдолга составила, как минимум, 5 трлн (3.65 трлн чистые размещения + 1.32 трлн чистое сокращение баланса ФРС по трежерис) по собственным расчетам на основе данных ФРС в отчете Z1.
Доля ФРС сократилась с 25.7% до 16.1% в госдолге США за 2.5 года – эффект сокращения баланса + интенсивное наращивание обязательств.
Максимальная концентрация ФРС в госдолге была в 1974 году – 31.9%, перед кризисом 2008 – 18.3%, в момент завершения QE3 в 4кв14 – 21.5%, перед монетарным бешенством в COVID на 4кв19 – 14.2%, на пике монетарного бешенства в 4кв21 – 26.2%, а средняя доля с 2009 по 2024 – 18.3%.
Как изменилась структура основных держателей госдолга США?
• ФРС: 25.7 -> 16.1% -> -9.6 п.п.
• Нерезиденты: 33.4 -> 32.9% -> -0.5 п.п.
• Домохозяйства + взаимные фонды: 9.9 -> 16.7% -> +6.7 п.п.
• Коммерческие банки: 7.3 -> 6.4% -> -0.8 п.п.
• Инвестфонды, брокеры и дилеры: 10.4 -> 14.1% -> +3.7 п.п. Сюда я включил фонды денежного рынка – основной вклад в прирост на 2.63 п.п., ETF фонды и хэдж фонды – 0.56 п.п, брокеры и дилеры – 0.74 п.п.
• Страховые и пенсионные фонды: 3.8 -> 4.1% -> +0.3 п.п.
• Госфонды: 8.8 -> 8.9% -> +0.1 п.п. В этой категории учитываются государственные пенсионные фонды, правительственные счета штатов и органов местного самоуправления и госпредприятий таких как GSE.
• Нефинансовый бизнес: 0.6 -> 0.7% -> +0.1 п.п.
По объему концентрации трежерис на балансе, основные держатели – ФРС и нерезиденты, но ключевые держатели утрачивают позиции (чистые продажи и/или более медленные темпы наращивания активов в трежерис относительно скорости аккумуляции совокупных обязательств в трежерис).
По сути, весь выкуп обеспечивают домохозяйства прямо или косвенно через фонды (взаимные, фонды денежного рынка и хэджфонды).
Учитывая полное истощение свободных ресурсов и обнуление сбережений, в ближайшей перспективе невозможно поддерживать текущую пропорцию выкупа – необходимо либо снижать темпы заимствований, либо запускать QE или же активно привлекать нерезидентов.
Из всего этого, самые реалистичный вариант – QE. Других вариантов удержаться просто нет.