В любом случае то, что нас должно интересовать больше всего, — это заявление о том, что в преамбуле к Конституции по-иному будет рассмотрен исторический путь Казахстана, который теперь провозглашается наследником всех средневековых и даже более ранних формирований, существовавших в Степи.
«СП»: Переписывание истории ни к чему хорошему не привело другие постсоветские республики.
— Это — общее явление, когда ставшие независимыми республики на пространстве бывшего Советского Союза пытаются как бы продлить вглубь свою историю. А мы должны это оценивать с политической и исторической точки зрения.
С исторической точки зрения на такие фильмы, как «Томирис» (казахстанское кино о царице массагетов и её победе над устроителем персидской империи Киром Великим в VI веке до н. э. — «СП»), нужно смотреть как на фэнтези. То, что Томирис представляют древней казашкой — очевидное преувеличение, хотя и приятное для казахского этноса.
Гораздо болезненнее для нас те оценки советского прошлого, которыми и сам Назарбаев грешил, когда говорил, что Казахстан был наиболее пострадавшей в советский период республикой.
«СП»: До советского периода такой республики и вовсе не было.
— Казахстан прошёл через несколько этапов. Сначала это была автономия в составе Киргизской ССР, а в 30-е годы Казахстан сам обрёл форму союзной республики.
А до этого казахи оказались в составе Российской империи в результате того, что три казахских жуза (племенных союза — «СП») последовательно в неё вошли. Они испытывали сложнейшие взаимоотношения с соседями и искали защиты у России.
Сейчас не принято вспоминать в Казахстане, что Казахская ССР, как протогосударственная единица, возникла в период Советского Союза. На это там реагируют обидчиво. Естественно: раз Советский Союз нужно ругать, то как же можно признавать, что Казахстан в нем обрёл государственность?
Доходит до того, что ряд моих коллег, которые указывали на советские корни республики Казахстан, тут же становились запрещенными к въезду «казахофобами».
Не хотят вспоминать там и о том, что именно в советские годы Казахстан стал индустриальным, затем стал объектом подъёма сельского хозяйства — Целины. Сотни тысяч людей со всего Союза в этом участвовали — далеко не только казахи. Эта сторона истории как-то не очень соответствует образу наиболее пострадавшей союзной республики.
Замечу, что активизировались, особенно — в интернете Казахстана, радикальные националисты. Они, например, выступают за реабилитацию казахских коллаборационистов, которые в ходе Великой Отечественной войны сотрудничали с гитлеровцами под крылом СС.
Отчётливо звучат призывы к тому, чтобы Казахстан дистанцировался от России. Не всегда реакция политической элиты республики на эту дискуссию нам кажется адекватной.
Подписаться на канал:





































