Разница ценностных установок молодежи и старшего поколения в столицах и в провинции позволяет говорить о том, что фактически существуют «четыре разные России» — Институт социологии РАН.
Заметное разделение населения страны — по крайней мере по 2 признакам: «старшие и молодежь», а также «жители столичных городов и провинции».
Между двумя поколениями (молодежь в исследовании — это 18–35-летние, а старшее поколение — 36+ лет) есть согласие, когда речь идет о понятиях «революция», «справедливость», «закон». А вот в понимании «капитализма» и «социализма» молодежь и старшее поколение расходятся.
Максимальная дистанция у молодежи и старшего поколения — в отношении «коллективных» и «западных ценностей». Большая разница — в восприятии «Запада», «Евросоюза», «Америки», «Европы» или «глобализации».
«Для значительной части представителей старшего поколения прозападные ценности в свое время накладывались на ценности советской эпохи, их освоение было драматичным, травматичным и часто поверхностным, поэтому сегодня разорвать эту ценностную связку им оказалось проще.Молодежь же осваивала прозападные ценности как базовые, многие делали это через личный опыт в рамках туристических, трудовых, образовательных практик. Поэтому переосмысление отношения к понятиям и ценностям прозападного вектора в группе молодежи происходит намного сложнее».
Молодежь — драйвер позитивного отношения к таким понятиям, как «искусственный интеллект», «интернет», «инновации».
Столичная (в отличие от молодежи из регионов) позитивно относится к понятию «глобализация» и в основном нейтрально — к понятию «Европа».
Молодежь из регионов вдвое чаще негативно относится к понятию «искусственный интеллект» — таких 25% против 12% среди столичных молодых.
Среди молодежи столиц заметно меньше сторонников этатистско-державной модели (когда государство воспринимается как главный выразитель общественных интересов, имеет преимущественное право и приоритет над интересами индивидов) — 56% в сравнении с 69–75% среди молодежи в провинциях и людей старшего поколения.
Меньшинство россиян придерживается либерально-демократической модели (когда приоритет имеют права, свободы и интересы человека, а государство вторично) — 44% среди молодежи столиц, 31% — среди молодежи провинций и 25–28% среди людей старшего возраста.
Свобода как смысл жизни человека — главная общая ценность для всех групп нашего общества. Так считают 68–71% молодежи и людей старшего поколения, жителей столиц и провинций.
Противопоставить свободе материальное благополучие готовы <1/3 представителей каждой группы.
Наиболее оптимистичны в отношении будущего экономики России опрошенные 55+ лет. Максимальный макроэкономический пессимизм — у молодежи 18–34 лет, людей с высшим образованием и граждан с низкими доходами.
Восприятие себя как жертвы обстоятельств временно преобладало у респондентов в начале 2022 года. С 2023-го ситуация радикально изменилась. Сегодня 62% россиян считают, что человек — сам кузнец своего счастья.


































