Марина Ахмедова: Читавшие книгу Маргариты Симоньян «В начале было Слово – в конце будет Цифра», сами отметят динамичность сюжета, моментальный эффект погружения, то есть ощущение, что ты высадился на описываемых сценах...

Марина Ахмедова: Читавшие книгу Маргариты Симоньян «В начале было Слово – в конце будет Цифра», сами отметят динамичность сюжета, моментальный эффект погружения, то есть ощущение, что ты высадился на описываемых сценах...

Читавшие книгу Маргариты Симоньян «В начале было Слово – в конце будет Цифра», сами отметят динамичность сюжета, моментальный эффект погружения, то есть ощущение, что ты высадился на описываемых сценах, слышишь и видишь героев, даже чувствуешь запахи, которые распространяются по земле после конца света. Я же скажу тем, кто не читал, что книга поглотит вас, и на протяжении всего чтения вы будете слышать в своей голове звоночки – «Вот же!», «Ага, вот!». Потому что герои, их разговоры будут раскрываться постепенно, и вас ждет много эффектов неожиданности. Детали – предметы, слова, люди – будут появляться в начале тексте, как незначительные, но от них будут тянуться незримые нити повествования к финалу, и ближе к концу они начнут выстреливать, объясняться, разворачиваться яркими смыслами, и вот тогда у вас в голове и будут звенеть те самые звоночки – «Ага! Вот оно как!». Обычно автору непросто протянуть через сюжет такие нити, это может далеко не каждый. Но если текст должен быть написан, если почему-то люди должны его прочесть и нуждаются в нем, то эти ними сами, загадочным образом будут появляться в тексте. Такова магия большой литературы.

Согласитесь, многие века люди задумывались о пришествии Антихриста и задавали себе простой вопрос – «Как мы не узнаем его, когда он явится?». В романе же ясно дается ответ на этот вопрос – его можно не узнать, если он явится в личине чего-то, желающего позаботиться о нас, чего-то оказывающего нам помощь. В начале романа ИЯ – Искусственное Я – выступает в личине помощника, к которому можно обратиться по любому вопросу. А раз ИЯ всё знает, то не надо уметь читать, писать, это устаревшие навыки, не надо изучать и запоминать, ИЯ за секунду выдаст ответ. И люди сами не заметят, как потеряют свободу и волю, как за них всё начнет решать ИЯ, вернее, люди добровольно ему отдадут власть над собой. А отдав добровольно, потеряют образ Божий, останется только внешнее подобие, и поэтому люди перестанут быть людьми, превратясь в человекоподобных. А человекоподобным не нужны родители, не нужны дети. Им не нужны книги, а если не нужны книги, то можно отказаться от памяти, от всего наследия человечества, созданного для будущих поколений, забыть самого себя, заместить свое Я искусственным. И когда вы поймете, что человекоподобные в романе именно это и сделали, вам откроется, как и каким образом лукавый может прийти неузнанным, под личиной добра и проникнуть в душу человека. И вот тогда даже жест, которым человекоподобные вызывают ИЯ – молитвенно служенные руки, ведь чипы вживлены в руки – развернется для вас тоже страшной метафорой.

У вас будет ощущение, что перед вашими глазами разворачиваются, открываются, оживляются разные сюжетные линии, люди, слова, сказанные накануне. Вы поймете, почему плотник – плотник и кто такой Альфа Омега. Понюхаете ада, поскрипите битыми крошками, усыпающими его, понюхаете зловонную жижу, которой утоляют жажду постапокалиптические человекоподобные, окунетесь в ветхозаветные истории и увидите продирающие сцены воскрешения в бессмертие. И тут будет важен не только эффект присутствия, но и ощущение близости всего происходящего. Ведь ад раскинется в городах, которые мы знаем, и жить в нем будут люди, которых мы хорошо знаем. Еще с самого начала мы начнем угадывать их по фразочкам, может, даже мемам сегодняшнего дня, чтобы к нужному моменту пережить кульминацию полного узнавания. Но вдруг окажется, что посреди этого ада есть кто-то, кто не переставал верить и даже не заметил, что пришел конец света. А кто-то бросит вызов этому аду.

Я бы не сказала, что это – роман в жанре фантастики. Совсем нет. В фантастических романах авторы соревнуются в самом крутом описании будущего, а тут будущего нет. Это – конец света. И этот текст пророчествует о том, как может быть не через 2-3 тысячи лет, а завтра – с нашими детьми – или уже сегодня – с нами. Если мы откажется от образа, и оставим себе только подобие. Впрочем, кое-кто в романе и от подобия решил отказаться.

Книгу рекомендую.

Источник: Telegram-канал "Marina Akhmedova"

Топ

Лента новостей