Захар Прилепин: ЩЕБЕЧУЩИЕ МАЛЬЧИКИ. СЛАДКОГОЛОСЫЕ ИУДКИ
ЩЕБЕЧУЩИЕ МАЛЬЧИКИ. СЛАДКОГОЛОСЫЕ ИУДКИ
Иноагент Дудь взял интервью у популярного литературного блогера Армена Захаряна.
Захарян – сладкоголосая душка, талантливый популяризатор западноевропейских литературных витий и мастодонтов.
И, конечно, Захарян нетвойнист.
Интеллектуал-нетвойнист – любимый герой проукраинских релокантов с Ютуба и беженцев с различных «Эхов Москвы».
Политически активная молодёжь растёт, и ее интересы перестали замыкаться на жизни пестиков и тычинок.
Она теперь взыскует более объёмной и сложносочинённой пищи.
История несётся вперёд, и молодым людям её нужно осмыслять.
А поможет в этом литература.
И либеральные эксперты с замедленных и заблокированных в России социальных сетей пытаются направлять свою паству в сложном мире художественных текстов.
И тут конкретный Захарян – только как инструмент навязать своё.
Литературу западноевропейских образцов.
В полуторачасовом разговоре Дудь и Армен обсуждают, какие милые персонажи у Рабле, насколько важен текст «Илиады» и «Одиссеи». Как велик Достоевский.
Посыл один – это примеры хорошей, правильной гуманистичной литературы.
Камера выхватывает грустный взгляд мудрого литературного блогера, который бережно препарирует «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Ах, Европа, ах, Гомер, ах, Лион, ах, Польша, ах, Украина.
И во всём этом слабо спрятанная фига, плохо прикрытая пика.
Ребята осуждают нас за (далее цитата из Армена) то, что:
«7 месяцев российская армия ведет в Украине войну – бессмысленную и бесчеловечную как война. 7 месяцев аккуратно отдаются и послушно выполняются преступные приказы – один за одним».
И к месту присовокупляется цитатка из Рабле, Джойса, Гомера.
Какие гуманистичные они, какие мракобесные мы.
И наши эти посконные заскорузлые военщики, деревенщики и прочие отщепенцы мировых литератур.
Только паству свою такие Захаряны дурят и водят за нос.
Что «Илиада», что Сервантес, что Ремарк, что Рабле – это про кровь, хтонь и боль. В той же степени, что те самые пот и кровь живописали и у нас.
Только европейцев либеральная молва записала в мудрых гуманистов, а наших бородачей, борзых молодых лейтенантов – в заскорузлую муторную скуку.
По какой причине Захарян и Юрка не вскричат, плеснув ладошками:
«Ах, как ужасна была Тридцатилетняя война (она велась, когда произведение Рабле уже активно читали). Какие ужасные приказы тогда отдавались. Тридцать лет! Мучили! И убивали людей!»
А Троянская война – пусть её и толкнули боги с громкого Олимпа – это тоже война, которую и взял за основу Гомер.
Сколько ведьм, сколько несчастных в Варфоломеескую ночь замучили, заживо сожгли европейские монархи – никакому Грозному в страшном сне не привиделось.
А ведь это время Рабле. Время культурного возрождения в Европе. Когда лилась самая обильная и невинная кровь.
Европейскими монархами лилась. Не нашими кровавыми тиранами. Их просвещенными политиками.
Кто и когда вас обманул, дети, если за настоящую литературу вы приняли Камю, Оруэлла и прочих Джойсов, пройдя мимо «Горячего снега», «Тихого Дона», «А зори здесь тихие»?
В какой момент модной и элитарной литературой стали повальный Диккенс и унылый Пруст?
Почему молодые, кровь с молоком мальчики и девочки, тяготея к интеллектуальному отдыху, тянутся в сторону скучающих декадентствующих образцов западной, да и российской литературы?
Когда в России за прошлый век вышло столько «Илиад» и столько «Одиссей», что никакому Пантагрюэлю рядом не стоять?
Почему в российских книжных магазинах десятки красивейших изданий перечисленных выше европейцев, но с трудом найдёшь Леонида Леонова, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Григория Бакланова.
Где их подарочные издания с шикарными иллюстрациями?
Россию стукнули пыльным мешком, набитым тяжёлыми фолиантами старой Европы, и читающая Россия дружно полюбила всё, что не про нас и не за нас.
И тут Дуди Захаряны гамельнскими дудочниками продолжают вести молодых людей фальшивыми тропами.
И мы ходим, и ходим, и ходим.