28-го августа, в день 125-летия Андрея Платонова видел три передачи про писателя. Москва-24 – небольшой фильм общего биографического характера.
Канал «Культура» показал фильм 2009 г., в котором Платонов представлен как жертва советских сталинских репрессий, как разочаровавшийся в идеалах социализма и посвятивший себя борьбе с тоталитаризмом. Это либеральная трактовка, которая сразу же была принята в перестройку и в постсоветской период. И такой образ Платонова доминирует и до сих пор.
И еще беседа литературоведа Алексея Варламова с издателем Еленой Шубиной. Про это конечно отдельный разговор.
Но что общее у всех трех передач: военный период в жизни и творчестве Платонова, важнейший для него, дан одной строкой. Военкор, писал рассказы, занимал патриотическую позицию. И все.
Дело в том, что военное творчество Платонова полностью разрушает либеральный миф о Платонове как борце с советской властью, с разоблачителем коммунистической утопии (в основном «Чевенгур» и «Котлован»). Это искажение подлинного строя мысли писателя, его мировоззрения, которое всегда было пронизано светлой верой в социалистический идеал. По сути, он у него приобрел религиозный характер.
Если и были у Платонова какие-то трения с Советской властью (у кого их не было), то в Великую Отечественную войну они исчезают. Несмотря на продолжающееся идеологическое давление на него. Он мыслил большими масштабами, чем личные обстоятельства его жизни. Он писал, что бойцы одухотворились Лениным и Сталиным, постоянно подчеркивая, что он сам русский советский солдат. И в военный период дистанция между советским и русским практически исчезла. И это произошло более всего у Платонова.
Вот поэтому современные СМИ продолжают транслировать либеральную точку зрения на Платонова, убегая от его военного творчества как черт от ладана. Потому что там им смерть.